Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 Bagautdinova S.F. 1
1

Увеличение охвата детей от трех до семи лет дошкольным образованием является одним из главных приоритетов развития образования в последние годы. Ликвидация очередей в детские сады – важная мера обеспечения социальной стабильности. Задача ликвидации к 2016 г. очередности в дошкольных организациях для детей от трех до семи лет и достижение 100 % доступности дошкольного образования поставлена Президентом РФ [5]. В связи с этим, в настоящее время, государство активно поддерживает развитие частного (негосударственного) сектора дошкольного образования, которое будет способствовать ликвидации очередей в детские сады.

Для решения проблемы дефицита мест в дошкольные учреждения в документе «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» впервые говорится о том, что «необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора» [4].

Согласно Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»), принято решение об увеличении роли негосударственного сектора впредоставлении услуг дошкольного образования детей. «Решение этой задачи будет обеспечено за счет строительства современных зданий дошкольных учреждений, в том числе и использованием механизмов частно-государственного партнерства, и развития вариативных форм и моделей дошкольного образования (частные, семейные и корпоративные детские сады), что предполагает качественное изменение роли и масштаба негосударственного (частного) сектора услуг дошкольного образования» [3]. «Вариативные модели дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу» [1].

В целях поддержки негосударственного сектора в ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ» с 1 января 2014 г. предусмотрено «финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях» со стороны органов государственной власти субъектов РФ «посредством предоставления субсидий данным организациям на возмещение затрат» (ст. 8 п. 6) [7]. При этом согласно государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы»финансироваться негосударственные образовательные организации должны в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных образовательных учреждений [3].

О поддержке негосударственного сектора дошкольного образования свидетельствуют принципы государственной образовательной политики. Один из принципов, который касается негосударственного сектора дошкольного образования, это «принцип недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования – для развития и модернизации образования, решения проблемы доступности дошкольного образования, современной политикой определяется поддержка негосударственного сектора» [2]. Развитию частного образования будет также способствовать «принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования – государство предлагает использовать механизмы частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования» [2]. «Частно-государственное партнерство – форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставления услуги» [2]. Существуют различные формы и механизмы частно-государственного партнерства. Например: частно-государственное партнерство в форме коммерческой организации или некоммерческой организации; аутсорсинг в образовании как механизм частно-государственного партнерства и т. п.

В «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 г.» планируется и дальнейшее развитие негосударственного (частного) сектора дошкольного образования, поскольку указано, что будут «внедрены меры по привлечению частных инвесторов при строительстве помещений частных детских садов» [6].

В итоге можно заметить, что во всех документах, обеспечивающих правовуюиорганизационную основу образовательной политики, в результате предполагается обеспечение доступности дошкольного образования, а организация негосударственногосектора дошкольного образования на данный момент является одним из способов по обеспечению 100 % доступности дошкольным образованием детей в возрасте от трех до семи лет в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 [5].