В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии качества методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к повышению педагогической деятельности. Актуальность исследования обусловлена введением Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающемумиру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
В дошкольной педагогике сложился достаточно широкий арсенал средств приобщения ребенка к художественно-эстетическому развитию. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.Среди них особо следует отметить изобразительное искусство. В процессе художественного восприятия на основе сопереживания рождается сочувствие, содействие, расширяется палитра разнообразных чувств (эстетического, художественного характера), наслаждение творчеством как проявлением духовных сил человека.
Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают изменение подходов к методическому сопровождению организации художественно-эстетической деятельности, как через разработку программного обеспечения, так и через различные формы повышения профессиональной компетентности педагогов по данному направлению деятельности. Новые образовательные программы для ДОУ должны будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. На практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.
Вместе с тем практический аспект реализации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, из-за недостаточности методического сопровождения.
Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.
Изучение состояния проблемы методического сопровождения художественно-эстетического развития дошкольников показало, что в настоящее время в ДОУ недостаточно используются потенциальные возможности методического сопровождения: отсутствует целенаправленность методического сопровождения по художественно-эстетическому развитию дошкольников, недостаточна компетентность педагогов в решении проблем художественно-эстетического развития дошкольников, малоэффективна методическая продукция.
На основании сделанных выводов была разработана экспериментальная программа, направленная на проверку условий методического сопровождения:
- планирование деятельности ДОУ на основе научно обоснованного целевого проектирования в соответствии с решаемой проблемой художественно-эстетического развития дошкольников;
- совершенствование содержания программы «Акварелька» в целях художественно-эстетического развития дошкольников;
- повышение профессиональной компетентности педагогов благодаря использованию практико-ориентированных форм методического сопровождения деятельности.
С целью проверки гипотетически заявленных условий была разработана модель методического сопровождения художественно-эстетического развития дошкольников.
Для оценки эффективности условий были определены качественные и количественные критерии и показатели, отражающие различные уровни реализации методического сопровождения художественно-эстетического развития дошкольников.
Для оценки качества методического сопровождения были выбраны следующие показатели: соответствие общей концепции художественно-эстетического развития дошкольников индивидуальных методических тем, направленность содержания программ на развитие художественно-эстетического потенциала дошкольников, готовность педагогов к художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Для количественной оценки были выбраны следующие показатели: число педагогов, активно вовлеченных в методическую работу, количество форм методической работы, количество индивидуальных программ педагогов по повышению профессиональной компетентности в области художественно-эстетическое развитие дошкольников, количество программ, методических разработок, выступлений и материалов по проблеме художественно-эстетического развития дошкольников.
Таким образом, результатом методического сопровождения мы считали не только объективные показатели, но и субъективные личностные изменения педагогов как активных субъектов, компетентно реализующих поставленные задачи. В нашем исследовании мы сочли необходимым также ввести критерий эффективности методического сопровождения, который отражает его конечную цель и реальное состояние – динамику уровня художественно-эстетического развития дошкольников.
Заявленные условия методического сопровождения мы подвергли апробации в ходе экспериментальной работы в рамках естественного образовательного процесса ДОУ.
В ходе апробации первого условия мы исходили из того, что активизация методической работы обеспечивается при изменении работы с педагогами на основе целевого проектирования в соответствии с решаемой проблемой художественно-эстетического развития дошкольников.
В качестве первого шага проектирования методической работы основательно изучили уровень готовности педагогов к художественно-эстетическому развитию детей, который предусматривает три компонента: мотивационно-целостного компонента – выявление интереса к развитию художественных способностей детей, через анкетирование и беседы; теоритического компонента – выявление теоретических и практических знаний педагогов, с помощью диагностических тестов; профессионально-практического компонента – выявление проектных, организаторских и аналитических умений, через осмысление, рефлексию, внедрение, корректировку и консультации – через самореализацию.
В ходе анализа были отмечены: недостаточность и однообразие форм методического сопровождения, отсутствие семинаров, посвященных проблеме художественно-эстетического развития детей, отсутствие системы отслеживания влияния методического сопровождения на состояние результативности образовательного процесса. Данная аналитико-диагностическая работа позволила сформировать группы педагогов для различного обучения по содержанию, сложности, формам развития их профессиональной компетентности. Реализацию методического сопровождения мы основывали на разнообразных принципах. Мы выделили те принципы, которые, на наш взгляд, наиболее адекватны современным требованиям к организации методической работы в нашем учреждении.
Принцип деятельности, заключается в становлении и развитии профессиональной компетентности педагогов в процессе субъект-субъектного взаимодействия с использованием активных методов обучения.
Принцип вариативности подразумевает под собой вариативность мышления педагога, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Принцип креативности, где педагог максимально ориентирован на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.
Принцип дифференцированной работы с педагогами, ведь в учреждении нет одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов. В соответствии с уровнем профессионального мастерства, все педагоги в ДОУ условны разделены на 3 группы:
- новаторы, методическая работа с ними предполагает стимулирование творчества в их педагогической деятельности;
- педагоги со сложившимся стилем работы, методическая работа с ними направлена на общение, диалог, осознание собственной индивидуальности;
- молодые педагоги, их необходимо ориентировать на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение необходимыми теоретическими знаниями.
Совместно со старшим воспитателем нами была организована поэтапная методическая помощь педагогам по коррекции содержания программы «Акварелька» в целях художественно-эстетического развития дошкольников. Мы усилили воспитательный потенциал; в планирование образовательной деятельности включили новые темы; подробно описали совместную деятельность педагога и дошкольников на каждом занятии, разработали методическое обеспечение, создан учебно-методический комплект, который включает в себя:
- программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;
- перспективные планы по приоритетному направлению работы: кружковой деятельности по всем группам;
- конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
- сделан подбор дидактических игр художественной направленности;
- библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Также с педагогами был проведен ряд семинаров по проблеме художественно-эстетического развития детей,деловые игры, педагогические тренинги, мастер- классы, «мозговой штурм».
Полученные результаты подтвердили исходную гипотезу и позволили констатировать, что целевое планирование деятельности в соответствии с решаемой проблемой художественно-эстетического развития дошкольников; разработанные рекомендации по художественно-эстетическому обогащению содержания программы «Акварелька»; апробированные формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов открывают новые направления методического сопровождения деятельности ДОУ в аспекте художественно-эстетического развития дошкольников.