В связи с обновлением нормативной базы, регламентирующей профессиональную деятельность педагога, все больше внимания уделяется его профессиональной компетентности, от которой зависят новые образовательные достижения воспитанников. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) – «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень», что подтверждает актуальность исследований проводимых в области повышения квалификации педагогов.
В рамках нашего исследования мы обратились к изучению и обобщению категории «повышение квалификации» и поиску современных способов повышения квалификации педагогов в условиях дошкольной образовательной организации.
При знакомстве с понятием «повышение квалификации» мы обращаемся к мнению В.В. Краевского. Согласно его определению «повышение квалификации – это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний» [3].
С точки зрения А.С. Афонина, повышение квалификации – это подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности [1].
Таким образом, повышение квалификации – это процесс углубления профессиональных знаний и навыков, успешное завершение которого дает возможность выполнять более сложные работы в пределах определенной профессии, специальности или должности. Следовательно, наличие соответствующей квалификации работников требуется для надлежащего выполнения их трудовых обязанностей, что зависит в определенной мере от повышения квалификации, организуемого работодателем.
Повышение квалификации можно осуществлять через прохождение курсов повышения квалификации, но может осуществляться через методическое сопровождение и через самообразование [4]. В дошкольной образовательной организации повышение квалификации может быть внутренним и внешним. Внешнее повышение квалификации происходит: за счет посещения курсов повышения квалификации; обучение в учебных заведениях; участие в работе методических объединений района.
Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в дошкольной образовательной организации: участие в работе совета педагогов; обучение на семинарах и семинарах-практикумах; консультирование и др.
Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.
В работе по повышению квалификации педагогов дошкольной организации необходимо придерживаться следующих требований:
– обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода, с учетом возможностей педагогов и их профессиональных интересов;
– способствование активному усвоению знаний и закреплению профессиональных умений у педагогов;
– оценивание результативности повышения квалификации и своевременное внесение корректив в этот процесс;
– обеспечение системного и комплексного подхода к организации процесса повышения квалификации в условиях дошкольной организации.
Реализация данных условий должна осуществляться в рамках методической работы в дошкольном учреждении. По мнению А.И. Васильевой, методическая работа в дошкольном учреждении – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми [2].
Под методической работой в современном дошкольном образовательном учреждении К.Ю. Белая предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, повышение квалификации педагогов в дошкольной организации – актуальная задача, стоящая перед руководством учреждения, обусловленная современными нормативными требованиями. Решение этой проблемы возможно через поиск современных, нетрадиционных форм работы с педагогическими работниками в рамках методической работы дошкольной организации.