Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Проблема планирования образовательного процесса является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед каждой дошкольной организацией. Впервые в истории российского образования введен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, внесший в действующую структуру планирования значительные изменения, которые необходимо знать и понимать педагогам. Стандарт является документом, который на федеральном уровне определяет цели, содержание образования и порядок организации и планирования образовательного процесса.

Рассмотрим структуру и основные положения ФГОС ДО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя требования:

– к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

– к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

– к результатам освоения основных образовательных программ [3].

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия детства и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее – Программа) должна содержать две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть).

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

Отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников с учетом их запросов и мотивации. Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей. Все программы (комплексные, парциальные, авторские, модифицированные и т.д.), реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО.

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области, которые могут быть соотнесены с видами деятельности дошкольника:

- социально-коммуникативное развитие – коммуникативная деятельность, элементарная трудовая деятельность, игровая деятельность;

- познавательное развитие – познавательно-исследовательская деятельность, конструирование из различных материалов;

- речевое развитие – коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора;

- художественно-эстетическое развитие – художественная и музыкальная деятельность;

- физическое развитие – двигательная деятельность.

Стандарт нацеливает разработчиков Программы на то, что помимо образовательных областей в ее содержании должны отражаться следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

- характер взаимодействия с взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

В помощь практикам сегодня существуют разработанные методические рекомендации по составлению образовательной программы с учетом логической последовательности названных компонентов.

Стандарт конкретизирует требования к разделам образовательной программы.

В целевом разделе Программы необходимо обратить внимание на структуру пояснительной записки (цели, задачи, приоритетные направления, региональные условия, принципы и подходы к реализации Программы) и планируемые результаты освоения образовательной программы, которые уточняют требования к целевым ориентирам в зависимости от части Программы, возраста и индивидуальных потребностей детей.

При проектировании содержательного раздела Программы Стандарт нацеливает разработчиков на конкретизацию содержания образовательной работы по пяти образовательным областям, описание технологических особенностей реализации данного содержания через формы, способы и средства, учет специфики предметно-развивающей среды и коррекционной работы в случае необходимости.

В организационном разделе образовательной программы особое внимание следует уделить описанию материально-технического обеспечения программы, состоянию укомплектованности методическими материалами и средствами обучения, распределению примерного ежедневного времени на реализацию Программы [2].

Следует отметить, что при проектировании содержания Программы не потеряли актуальность интегративный и комплексно-тематический принципы организации образовательного процесса.

Принцип интеграции обязывает дошкольные учреждения перестроить образовательную деятельность на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта. Одной из технологий реализации интеграции образования в практике дошкольных учреждений является проектная деятельность.

Для реализации комплексно-тематического планирования необходимо определить содержание образования по образовательным областям и формы организации детской деятельности, в которых будет реализовываться выделенное содержание образования.

Анализ ФГОС ДО и рекомендаций по проектированию образовательной программы, позволил нам наметить основные этапы педагогического планирования в ДОУ:

- проблемно-ориентированный анализ модели образовательного процесса и соотнесение ее с требованиями ФГОС ДО;

- выбор и обоснование сочетаемости образовательных программ с учетом приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения;

- наполнение содержанием каждого раздела программы (целевого, содержательного, организационного);

- выбор принципов, форм, средств и методов реализации содержания программы через непосредственно образовательную деятельность;

- согласование стратегического и тактического проектирования.

- Мы согласны с позицией, описанной в исследованиях Багаутдиновой С.Ф.: «..участие педагогов в проектировании Основной образовательной программы дошкольного образования позволит сделать более осмысленным и целенаправленным личное планирование педагогов» [1].

Обязательными условиями планирования являются следующие:

– опора на нормативные документы;

– охват всех сфер деятельности дошкольника;

– согласованность с внешними обстоятельствами;

-согласованность с ресурсными возможностями;

– связь с долгосрочными направлениями в развитии ДОУ;

– учёт приоритетов в целях и задачах, принимаемых в ДОУ;

– практичность и реализуемость рекомендаций.

Таким образом, планы образовательной работы педагогов могут быть эффективны при условии, если, составляя план, педагог соотносит задачи образовательной работы с целями и разделами образовательной программы ДОУ. В свою очередь, образовательная программа может быть реализована только через планы образовательной работы педагогов ДОУ. Здесь прослеживается прямая взаимосвязь стратегического и тактического видов педагогического планирования.