Для дошкольных образовательных организаций (ДОО) стала очевидной проблема повышения профессионализма кадров на рабочих местах. На наш взгляд, это представляется возможным, если реализовать в практике непрерывного профессионального развития сотрудников ДОО положения и принципы самообучающейся организации. Идея самообучающейся организации является относительно новым направлением в образовании. К тому же формирование самообучающейся организации является требованием времени, так как в ее рамках возможно значительное повышение эффективности работы организации, улучшение качества услуг, качественное становление профессиональной компетентности педагогов. В данной статье мы хотим рассмотреть необходимые и достаточные педагогические условия становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения.
Анализ научно-педагогической литературы (Н.Н. Бояринцева, Е.И. Казакова, В.А. Новицкая, П.И.Третьякова, Л.М. Шипицина и др.) по данной проблеме, во-первых, позволили уточнить понятие «педагогические условия». Следуя факторному подходу, условия – это внешние факторы, которые способствуют изменениям в вещи, «...образуют фон, на котором развертывается превращение возможности в действительности, но сами не обуславливают непосредственно эту возможность» [2, с. 256]. Условия могут определяться как необходимые и достаточные. Необходимые условия – это те условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие; достаточные условия – это те условия, которые непременно вызывают данное действие [1, с. 628].
Анализ теоретических источников и наш собственный опыт позволили, во-вторых, выделить следующие педагогические условия становления профессиональной компетентности педагога в ДОО: методическое сопровождение становления профессиональной компетентности воспитателей в ДОО; участие педагога в инновационной деятельности; применение в работе воспитателей рефлексивной технологии самоаттестации – портфолио.
Сопровождение понимается как поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования мы рассматриваем как специально организованное, систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи последнему в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.
В качестве следующего условия мы выделяем использование рефлексивных технологий самоаттестации педагога. Рефлексия в общем плане понимается как анализ, переосмысление личностью собственных действий и состояний. У педагога потребность в переосмыслении появляется при столкновении с кризисной ситуацией, когда прежний опыт в качественно изменившихся условиях не способен обеспечить положительные результаты в профессиональной области. В качестве рефлексивной технологии нами рассматривается портфолио как форма презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующей умение педагога решать профессиональные задачи, умение практически применять теоретические знания в процессе профессиональной деятельности, умение выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.
Следующим условием успешного становления профессиональной компетентности является работа ДОО в инновационном режиме. Особое значение здесь играют формы организации обучения педагогов в условиях дошкольной образовательной организации. В качестве таких форм можно выделить: формирование творческих групп педагогов и создание научно-методических объединений, способных самостоятельно решать задачи развития ДОО в инновационном режиме; мастер-классы, семинары-практикумы, издательская деятельность; тренинги профессионального развития, индивидуальное консультирование.
С целью определения субъективной значимости условий становления профессиональной компетентности для педагогов ДОО нами был разработан и использован метод опроса. В опросе приняло участие 19 педагогов ДОО. Педагогам предлагалось оценить педагогические условия по семибальной симметричной шкале – от позитивно влияющих на успешное становление профессиональной компетентности (+3 балла), до негативно влияющих (- 3 балла). Факторный анализ позволил выявить две группы условий, которые мы определили как значимые и не значимые для становления профессиональной компетентности педагога.
В число значимых условий вошли: работа с научным консультантом; исследовательская работа по теме самообразования; обучение на проблемных курсах; обобщение и распространение педагогического опыта; формулирование проблемного поля в собственном профессиональном развитии; работа в творческих объединениях с коллегами по проблеме опытно-экспериментальной работы; рейтинговые оценки, тренинги и занятия по совершенствованию профессионализма в ДОО; гуманистическая позиция заместителя руководителя по УВР в консультировании воспитателя по вопросам профессионального роста; помощь заместителя руководителя по УВР в решении проблем, возникающих в процессе профессионального совершенствования воспитателя; самоорганизация и самоконтроль в построении профессиональной карьеры; заполнение портфолио; самоанализ профессиональной компетентности.
Не значимыми в профессиональном становлении, по мнению воспитателей, оказались такие условия как: участие в научно-практических конференциях; диагностика уровня профессиональной компетентности воспитателя; педагогические советы по вопросам самосовершенствования профессиональной компетентности воспитателей; самомониторинг профессиональной компетентности.
Такого рода оценка педагогами данной группы факторов говорит о неиспользованных резервах методической службы в ДОО. Причины этого, по нашему мнению, кроются в традиционной, малофункциональной форме организации методической службы в ДОО.
Повышение значимости и эффективности данных факторов, для успешного становления профессиональной компетентности педагогов в условиях ДОО, нам видится в развитии положительной мотивации педагогов к повышению уровня профессиональной компетентности, в индивидуализации и дифференциации методического сопровождения педагогической деятельности, в овладении педагогами приемами самомониторинга профессиональных достижений, в создании условий для научно-исследовательской работы педагога и др.