Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 Levshina N.I. 1
1

В современных условиях особое значение имеет формирование социально адаптированной личности. В связи с тем, что быстрые изменения во всех сферах жизнедеятельности требуют от современного человека широких познавательных возможностей, инициативности и самостоятельности, необходимо обеспечить полноценное воспитание ребенка, как в личностном, так и в социальном плане с раннего возраста.

Семья и образовательное учреждение как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для социализации дошкольника. Эти институты должны взаимодействовать при выполнении своих функций во имя полноценного развития дошкольника. Изучению взаимосвязи института семьи и общества посвящены работы А.Г. Вишневского, А.В. Мудрик, Г.И. Осадчей, Е.И. Холостовой и др. В трудах В.А. Сухомлинского отражены идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания. Он подчеркивал, что задачи воспитания могут успешно решаться в том случае, если воспитательное учреждение поддерживает связь с семьей, если установились отношения доверия и сотрудничества между родителями и воспитателями. Е.Арнаутова отмечает, что важна задача модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания – развитие диалогических отношений между педагогами и родителями [1].

Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть такого взаимодействия – это общение педагога с родителями. Взаимосвязь всех субъектов образовательного процесса в решении задач речевого развития детей направлена на создание общего позитивного настроя в общении, взаимодействиях и сотрудничестве. В процессе социального развития ребенка возникают противоречия между активным характером ребенка и его малым социальным опытом, между стремлением ребенка к общению и неумением правильно построить коммуникативный акт. Первый опыт социального поведения ребенок получает в семье. Именно в этот период речевое общение становится ведущим в ситуации непосредственного взаимодействия ребенка и взрослого.

Разнообразные формы взаимодействия с родителями по речевому развитию детей предполагают использование информационно-просветительских материалов, стендов, индивидуальных консультаций, бесед [5]. Вместе с тем, большее место в практике работы нашего образовательного учреждения занимают нетрадиционные формы, предполагающие различные форматы средств массовой информации: газеты, теле- и радиопередачи, сайты, электронные образовательные ресурсы, семейные проекты [3]. Мы исходим из того, что, как правило, данные формы отличаются массовым информационным охватом, интересными розыгрышами, викторинами и др.

Для эффективной реализации задач речевого развития ребенка может быть следующее содержание деятельности родителей:

- наблюдение за поведением ребенка в быту и игровой деятельности, что позволит лучше понять ребенка;

- разговоры, при которых важно смотреть ребенку в глаза и думать о ребенке, а не о своих проблемах;

- контроль при общении с ребенком за своей речью: разговаривать четко, ясно, грамотно, интонационно окрашивать речь;

- побуждение ребенка к речевому способу выражения своих просьб и желаний, обращений к взрослым и детям;

- оказание помощи ребенку вступить в речевой контакт со сверстниками;

- обязательные ответы на детские вопросы: «Что это», «Почему».

Открытые занятия – важное условие практического освоения родителями приемов воспитания и развития речи детей. Нами проводились занятия, где решались задачи речевого развития. В ходе занятий родители имели возможность не только наблюдать образовательный процесс, но и оценить характер активности своего ребёнка, степени управления собой и своими действиями для решения поставленной задачи, оценить условия, созданные для речевого развития, поближе познакомиться с деятельностью педагогов.

Совместные развлекательные игры, мероприятия направлены на привлечение внимания родителей к проблеме речевого развития ребёнка, на установление неформальных контактов. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку они видят его в другой обстановке, сближаются с педагогами. Эффективны деловые игры, направленные на умение находить выход из создавшихся конфликтных ситуаций, возникающих в общении между родителями и детьми, родителями и педагогами.

Все эти формы помогают сделать сотрудничество с семьей более интересным и эффективным. Тесное взаимодействие с родителями необходимо всегда. Практические задания – интересная форма взаимодействия с семьёй, например, задание детям: посмотри вместе с родителями свою любимую передачу. Попробуй составить по ней короткий рассказ. Назови, кто ее ведущий. Объясни, почему эта передача тебе нравится. С помощью родителей попробуй придумать и нарисовать эмблему этой передачи или рисунок по сюжету своей любимой телепередачи. Обратную связь с семьёй педагогический коллектив получает через домашние мини-сочинения, которые дети выполняют дома совместно с родителями на различные темы.

В ряде работ педагогов (Е.П. Арнаутовой, В.М. Ивановой, В.П. Дубровой и др.) говорится о специфике педагогической позиции педагога по отношению к родителям, в которой сочетаются две функции: формальная и неформальная. Педагог выступает двух лицах – официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Задача педагога – преодолеть позицию назидательности в разговоре с родителями и выработать доверительный тон. Учитывая недостаток времени у родителей, мы предлагаем: брошюры, шпаргалки, информационные листки, в которых ёмко умещаем необходимую просветительскую информацию (Например, «50 способов сказать «Я тебя люблю», «Для чего нужна книга»). Посредством фотовыставок мы так же знакомим взрослых с жизнью образовательного учреждениея, главными событиями, мероприятиями (экскурсии, выступления и т.д.).

Таким образом, совместная деятельность детей и взрослых в разных видах деятельности, взаимодействие базового и дополнительного образования, атмосфера свободы и творчества, созданная развивающая среда способствуют речевому развитию воспитанников.