Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения – одна из актуальных задач образовательных учреждений в нашей стране. Результативность работы по воспитанию патриотизма у дошкольников предполагает соответствующий уровень профессиональной компетентности педагогов по этому направлению воспитательно-образовательной работы.
Программа – (греч. programma – объявление, предписание) – способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, а также по организации и реализации познавательных (исследовательских) содержаний и процедур. Конечная цель, которую призвана реализовать программа, всегда формулируется как возможная, желательная, должная, соотносимая с каким-либо идеалом, предполагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости.
Цель программы повышения квалификации педагогов: совершенствование подготовки педагогических кадров ДОУ в области патриотического воспитания подрастающего поколения.
Нормативно-правовое обеспечение программы: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, локальные документы ДОУ (годовой план работы, Приказ «О разработке и реализации программы профессиональной готовности педагогов к патриотическому воспитанию).
Задачи программы:
1. Формирование мотивационной готовности педагогов к патриотическому воспитанию детей.
2. Подготовка методического обеспечения для осуществления процесса патриотического воспитания.
3. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации по вопросам патриотического воспитания.
Кадровое обеспечение: программа предполагает задействование следующего кадрового состава:
1. Заведующий.
2. Педагогические кадры: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Содержание программы. Программа предполагает внутреннее повышение квалификации педагогов по патриотическому воспитанию детей за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в ДОУ, включенности в основные виды методической деятельности. В программе выделены следующие блоки: информационно-мотивационный блок; диагностический блок; консультативно-методический блок; практический блок; контрольно-оценочный блок.
В содержание программы также входит блок взаимодействия с родителями по реализации задач патриотического воспитания. Партнерские отношения с семьями воспитанников будут способствовать обогащению практического опыта педагогов.
Механизм реализации программы: программа реализуется поэтапно. Контроль исполнения программы осуществляет заведующий ДОУ.
1 этап: проектный, целью которого является подготовка программы профессиональной готовности педагогов к патриотическому воспитанию детей. Задачи: изучение нормативной базы; разработка, обсуждение и утверждение программы профессиональной готовности педагогов к патриотическому воспитанию; анализ материально-технических, кадровых условий реализации программы.
2 этап: практический. Цель: реализация программы профессиональной готовности педагогов к патриотическому воспитанию детей. Задачи: реализация содержания деятельности по профессиональной готовности педагогов к патриотическому воспитанию; развитие материально-технического оснащения процесса патриотического воспитания в ДОУ; вовлечение родителей в систему патриотического воспитания детей в ДОУ.
3 этап: аналитический. Цель: анализ итогов реализации программы профессиональной готовности педагогов к патриотическому воспитанию детей.
Далее представим содержание программы в таблице.
Содержание программы профессиональной готовности педагогов к патриотическому воспитанию детей
№ п/п |
Содержание работы |
Ответственные |
Информационно-мотивационный блок |
||
1. |
Совещание «О реализации программы профессиональной готовности педагогов ДОУ к патриотическому воспитанию» |
Заведующий ДОУ, Зам. зав. по УВР |
2. |
Информационный стенд «Нормативно-правовое и методическое обеспечение патриотического воспитания детей в ДОУ» |
Старший воспитатель |
3. |
Обеспечение психологической готовности педагогов к переводу цели профессиональной готовности к патриотическому воспитанию детей в личные цели деятельности. |
Педагог-психолог |
4. |
Выставка и обзор новинок методической литературы по патриотическому воспитанию детей |
Старший воспитатель |
5. |
Информационный стенд «Требования к предметно-развивающей среде в группе по патриотическому воспитанию детей» |
Старший воспитатель |
Диагностический блок |
||
1. |
Анкетирование педагогов «Готовность к патриотическому воспитанию детей» |
Педагог-психолог |
2. |
Карта самодиагностики «Патриотическое воспитание детей» |
Воспитатели |
3. |
Анализ создания предметно-развивающей среды в группах по патриотическому воспитанию детей |
Старший воспитатель |
4. |
Мониторинг патриотического воспитания дошкольников |
Воспитатели |
Консультативно-методический блок |
||
1. |
Консультация для педагогов «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в условиях введения ФГОС ДО» |
Старший воспитатель |
2. |
Семинар-практикум «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России. Содержание работы. Методы и приёмы» |
Старший воспитатель, члены творческой группы |
3. |
Методическая неделя «Реализация регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников» |
Старший воспитатель |
4. |
Педагогический совет «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников» |
Заведующий, старший воспитатель |
5. |
Семинар-практикум «Использование метода проектов в патриотическом воспитании дошкольников» |
Старший воспитатель |
Практический блок |
||
1. |
Планирование самообразовательной деятельности по патриотическому воспитанию (план по самообразованию) |
Воспитатели |
2. |
Мастер-класс «Игры по патриотическому воспитанию» |
Воспитатель |
3. |
Серия открытых занятий по патриотическому воспитанию детей |
Воспитатели |
4. |
Обобщение педагогического опыта «Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу» |
Воспитатель, представляющий опыт |
5. |
Выставка-ярмарка педагогических идей по патриотическому воспитанию |
Старший воспитатель, воспитатели |
6. |
Памятки и методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей |
Члены творческой группы |
Контрольно-оценочный блок |
||
1. |
Тематическая проверка планов воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию детей |
Старший воспитатель |
2. |
Анализ наглядной информации для родителей по патриотическому воспитанию детей |
Руководитель тв. группы педагогов |
3. |
Посещение и анализ НОД по патриотическому воспитанию |
Старший воспитатель |
4. |
Смотр-конкурс предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей |
Заведующий, старший воспитатель |
5. |
Комплексная оценка уровня профессионального мастерства по патриотическому воспитанию на основе диагностической карты |
Старший воспитатель |
Ожидаемый результат реализации программы: готовность педагогов к патриотическому воспитанию.