В современных условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания естественен интерес к освоению культурного пространства как корневой системы, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро встал вопрос о необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентиры, способствующее максимальному раскрытию творческого потенциала человека.
Проблема сохранения, развития и передачи национально-культурных достижений возведена в ранг государственной политики и отражена в национальной доктрине РФ. В частности, в разделе «Основные цели и задачи образования» отмечается, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Детский фольклор, как часть общекультурного развития, необходим в образовательном процессе ДОУ, так как он отражает во всем своем многообразии жизнь и деятельность людей многих поколений. Реализация развивающего и воспитательного потенциала фольклора во многом определяется профессиональной компетентностью педагога в данном вопросе. Одним из важных факторов формирования профессиональной компетентности педагога является методическое сопровождение его деятельности.
В педагогической науке накоплены определенные знания о сущности и особенностях организации методической деятельности в системе образования. (Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, Г.С. Лазарев, К.Ю. Белая, С.Ф. Багаутдинова и др.)
Современный уровень системы образования предъявляет новые требования, как к пониманию основной сущности методической работы, так и к ее организации в ДОУ.
В. Новицкая под методическим сопровождением понимает специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и остальных педагогов, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта [4]. В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение педагога можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности.
Целью нашего исследования являлась разработка модели методического сопровождения деятельности педагогов по приобщению дошкольников к фольклору.
Анализ результатов проводимого на констатирующем этапе анкетирования показал понимание педагогами значимости дошкольного возраста в приобщении к фольклору и вместе с тем недостаточный уровень теоретической и методической готовности к решению задачи приобщения дошкольников к фольклору, а также недостаточную удовлетворенность педагогов существующими формами методической работы в ДОУ.
На основе анализа научно-методической литературы и результатов констатирующего эксперимента была разработана модель методического сопровождения деятельности педагогов ДОУ по приобщению дошкольников к фольклору, которая включает 4 этапа: аналитико- диагностический, проектировочный, практический, контрольно-оценочный.
Целью первого этапа является получение информации о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качества их профессиональной деятельности. Для достижения цели используются следующие методы и приемы: анкетирование, заполнение листов-самооценки, тестов-опросников, наблюдение за деятельностью педагогов.
Целью второго этапа является совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности, разрешение имеющихся проблем. Для достижения этой цели эффективны следующие методы и приемы: индивидуальные собеседования, выбор темы для самообразования; коллективное обсуждение тем групповых и индивидуальных консультаций; открытых занятий и мастер-классов; выбор педагогами формы участия в мероприятиях; планирование обучения педагогов на курсах ПК. Особое внимание уделяется целевым установкам и направленности на индивидуализацию форм, методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов; на разработку индивидуальных программ творческого развития педагогов; на использование нетрадиционных форм методической работы.
Цель третьего этапа состоит в организации деятельности педагогов, оказании помощи педагогам путем использования активных методов и форм повышения квалификации. Этот этап содержит методические мероприятия, направленные на формирование профессиональной компетентности педагогов: знаний, умений. Для достижения этой цели применяются такие методы и приемы как: консультации по теоретическим основам фольклорной деятельности («Жанровые особенности фольклора», «Этнокультурная направленность в воспитании», «Формы и методы приобщения к фольклору» и др.; семинары – практикумы по созданию дидактического обеспечения процесса приобщения дошкольников к фольклору (наглядный материал, презентации).
Выбор форм и методов методического сопровождения осуществлялся дифференцированно для педагогов с учетом стажа и уровня профессиональной компетентности.
Целью четвертого этапа является совместное с педагогами обсуждение результатов решения образовательных задач, возникающих проблем, определение перспектив. На данном этапе использовались такие методы и приемы: наблюдения за деятельностью педагогов, самоотчеты, участие в конкурсах на лучшую презентацию по фольклору, на лучший уголок этнокультурной направленности, обсуждения с выступлениями педагогов и др.
Разработанная модель методического сопровождения позволит обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов в приобщении дошкольников к фольклору и качества образовательного процесса.