Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из ключевых позиций стратегии развития Российского государства в целом и молодежной политики в частности. Об этом свидетельствует принятие последовательно, начиная, с 2001 года, государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации и реализация на их основе региональных и муниципальных программ. Современные вызовы мирового масштаба (реальная угроза военной безопасности страны, активизация деятельности террористических группировок, попытки фальсификации истории и переосмысления роли России в победе в Великой Отечественной войне, вербовка на территории России в молодежной среде будущих боевиков «Исламского государства», высокая мотивация молодых специалистов к поиску работы и карьеры за рубежом и т.п.) делают эту работу как никогда актуальной. И образовательным организациям высшего образования в этой деятельности отводится особое место.

Целью нашего исследования стала разработка и теоретическое обоснование модели организации патриотического воспитания студентов вуза во внеучебной деятельности.

Объект исследования: процесс патриотического воспитания студентов.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия организации патриотического воспитания студентов во внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования. Организация патриотического воспитания студентов высшего учебного заведения будет успешной, если:

- патриотическое воспитание студентов осуществляется на основе инновационных подходов (личностно-ориентированного, системно-деятельностного, культурологического, средового, аксиологического, творческого и др.);

- организовано сотрудничество субъектов социального партнерства в патриотическом воспитании студентов.

С учетом цели и сформулированной гипотезы были поставлены следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Выявить представления и уровень сформированности патриотизма у студентов Шуйского филиала ИвГУ.

2. Проанализировать опыт вузов России по реализации программ патриотического воспитания студентов и определить наиболее эффективные формы и методы работы.

3. Разработать и описать модель организации патриотического воспитания студентов вуза.

4. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия повышения эффективности организации патриотического воспитания в вузе.

5. Разработать методические рекомендации педагогам высшей школы по патриотическому воспитанию студентов.

Анализ различного рода справочной и научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:

- «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003);

- «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);

- «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1987);

- «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975);

- «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002);

- «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» (Краткий политический словарь, 1989);

- «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);

- «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» (Политология: энциклопедический словарь, 1993);

- «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (Советская историческая энциклопедия, 1967);

- любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным (Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь);

- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства (Современный толковый словарь).

Основные идеи определений, сформулированных в разные годы, идентичны и перекликаются со смысловыми понятиями, обозначенными в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. [1]

Анализ опыта работы вузов (программ Волгоградского государственного университета «Сила поколения. Страна молодых»; «Гражданско-патриотического воспитания студентов Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е.Алексеева»; «Гражданско-патриотического воспитания в Уральском государственном педагогическом университете»; Программы гражданско-патриотического воспитания студентов Тюменского государственного нефтегазового университета, филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет»; федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» и др.) позволил выделить наиболее распространенные формы работы в решении поставленных задач по нескольким направлениям:

Гражданско-патриотическое и военно-историческое (проведение торжественных собраний, встреч с ветеранами, руководителями ветеранских общественных организаций, посвященные ратной и трудовой доблести россиян, проблемам патриотического воспитания молодежи, деятельность поисковых отрядов; вахта памяти; походы по местам боевой и трудовой славы, диспут «Что значит быть патриотом»; дебаты «Альтернативная гражданская служба: «За» и «Против», организация работы с ветеранами военной службы, Великой Отечественной войны и локальных войн в рамках Месячника защитников Отечества и празднования Дня победы и др.);

Духовно-нравственное и эстетическое (литературно-музыкальные вечера, просмотр видеофильмов из серии «Наши Герои», творческие встречи с бардами и авторами-исполнителями песен патриотической тематики, проведение викторин, олимпиад, конкурсов об истории и традициях российского государства, Вооруженных Сил, организация выставок в музеях, а также книжно-иллюстративных выставок научной библиотеки, проведение литературной гостиной «Войну забыть нельзя», конкурсы эссе, плакатов, рисунков «Сыны Отечества»; реферативных работ студентов об истории своих семей, участниках Великой Отечественной войны, локальных конфликтов, тружеников тыла, исследовательских работ «Моя семья в военной истории Отечества»);

Волонтерское (проведение акции «Ветеран», Дня донора, проведение мероприятий на социальных объектах студенческими отрядами, помощь военнослужащим и инвалидам, находящимся на излечении в госпиталях, проведение благотворительных концертов);

Спортивно-массовое (проведение традиционного лыжного пробега, студенческой игры «Зарница», пожарно-прикладной эстафеты, соревнование «Конкурс молодого бойца студенческих отрядов»).

С целью выявления уровня сформированности патриотизма у студентов Шуйского филиала ИвГУ нами было проведено анкетирование студентов 1 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (69 человек). Для анкетирования мы использовали анкеты «Отечество моё – Россия» (автор Д.В. Григорьева) и «Гражданственность и патриотизм» (А.Ф. Корниенко, Н.В. Ахметзянова, О.С. Батурина).

На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом» однозначного ответа не последовало: – «да» ответили 66 % (47 чел.); «нет» 3 % (2 чел.); «частично» 31 % (22 чел.). Тему «патриотизма» считают не актуальной 21 % (15 чел.). Причем в большей степени на формирование их патриотических чувств повлияли родители 48 % (33 чел.) и окружающие люди, друзья 28 % (20 чел.). Роль школы, вуза минимальна в этом процессе (7 %); а СМИ и органы власти не оказывают вообще никакого влияния.

Результат опроса, в котором практически каждый третий первокурсник не чувствует себя в полной мере патриотом и нивелирует роль образовательной организации в патриотическом воспитании, должен заставить задуматься организаторов воспитательной работы о необходимости поиска новых интересных форм и методов взаимодействия со студенческой молодежью во имя решения задач государственного значения.

25 % (17 чел.) респондентов затруднились определить понятие «патриот», но признаки этого понятия определили правильно. Модель «патриота», по мнению студентов, обладает следующими качествами: активная деятельная жизнь, здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, развитие, счастье других, уверенность в себе, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность, независимость, образованность, ответственность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, терпимость, честность, чуткость.

В целом у студентов сформирована гражданская позиция (высокий уровень – 48 % (34 чел.), средний уровень – 33 % (24 чел.), низкий уровень11 % (7 чел.), очень низкий уровень – 7 % (4 чел.). Но проблем, с которыми необходимо справиться в вузе, остается немало.

В Шуйском филиале Ивановского государственного университета сформировалась определенная практика гражданско-патриотического воспитания студентов [2]. Однако, разработка модели организации патриотического воспитания студентов высшего учебного заведения, на наш взгляд будет способствовать большей результативности и эффективности данного процесса. Предложенная модель базируется на системном, деятельностном, личностно-ориентированном, аксиологическом, культурологическом, компетентностном, средовом подходах (рисунок).

pro1.wmf

Модель организации патриотического воспитания студентов высшего учебного заведения

Разработанная модель призвана выполнять следующие функции:

1. Социальная функция предполагает проектирование формирования патриотических качеств личности.

2. Интегративная функция является системообразующей в воспитательном процессе, представляя собой синтез методологических подходов.

3. Исследовательская функция играет роль регулятора при взаимосвязи между учебно-познавательной, научно-исследовательской и практической деятельностью на методологическом уровне. Исследовательская функция направлена на изучение условий и факторов влияющих на процесс формирования патриотизма у студентов.

4. Диагностическая функция обеспечивает информацией для определения перспективы формирования патриотизма.

5. Познавательная функция направлена на решение проблем передачи знаний и воспроизводства деятельности, управление информацией в вузе о процессе формирования патриотизма студентов.

К педагогическим условиям организации патриотического воспитания студентов высшего учебного заведения относятся:

- ориентация воспитательного процесса на формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к защите и выполнению конституционных обязанностей;

- развитие социокультурной среды вуза, способствующей реализации задач патриотического воспитания студентов;

- установление субъект-субъектных взаимоотношений между участниками.

Модель организации патриотического воспитания студентов включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.

Цель: развитие системы патриотического воспитания студентов в Шуйском филиале ИвГУ.

Задачи:

1. Создание эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у студентов основных чувств патриотизма.

2. Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания студентов.

3. Формирование гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Целевой компонент является системообразующим и определяющим функции всех остальных компонентов.

Содержательный компонент модели включает нормативно-правовую базу реализации патриотического образования студентов:

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»

Концепция воспитательной работы Ивановского государственного университета от 25.01.2012 г.

Программа воспитательной работы Шуйского филиала ИвГУ.

Основной составляющей содержательного компонента является «Программа «Патриотическое воспитание студентов Шуйского филиала ИвГУ», которая разработана нами и может быть рекомендована к использованию.

Цель программы – Развитие системы патриотического воспитания студентов Шуйского филиала ИвГУ для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к защите и выполнению конституционных обязанностей.

Программа направлена на формирование чувства патриотизма, создание активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать выбор.

Сроки реализации программы – 2016-2020 гг.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

Создание целостной системы патриотического воспитания студентов, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны.

Увеличение количества научных исследований студентов в сфере патриотического воспитания.

Укрепление и повышение эффективности системы взаимодействия вуза с социальными партнерами в решении задач патриотического воспитания.

Активизация и повышение интереса студенческой молодежи к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества.

Развитие у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества.

Повышение уровня военно-патриотического воспитания обучающихся, направленного на обеспечение их готовности к защите Родины, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Формирование гражданской позиции, патриотического сознания у студентов Шуйского филиала ИвГУ.

Организаторами основных мероприятий программы выступают структурные подразделения вуза (отдел воспитательной работы со студентами, деканаты, кафедры,, библиотечно-информационный центр) в тесном взаимодействии с органами студенческого самоуправления (совет обучающихся «МОСТ», профком студентов и аспирантов, спортивный клуб «Олимп», студсоветы общежитий, волонтерские и педагогические отряды).

Процессуальный компонент модели требует внедрения рациональных методов, средств и форм патриотического воспитания. Функцией этого компонента является построение процесса воспитания в соответствии с логикой содержания и поставленными целями.

Программа патриотического воспитания студентов Шуйского филиала ИвГУ наряду с традиционными формами и методами работы предусматривает поиск инновационных решений:

- научные и социологические исследования по вопросам патриотического воспитания: его значения, исторической и моральной ценностей, влияния на будущие поколения;

- создание новых и развитие существующих клубов патриотической направленности;

- участие в приеме норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

- организация летней смены студенческого лагеря спортивно-оборонной направленности, спортивно-оздоровительный фестиваль «Большие игры»;

- акции, фестивали, конкурсы, посвященные памятным датам в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России»;

- волонтерские благотворительные акции «Дари тепло души детям», «Помни о ветеранах» и т.д.;

- встречи с сотрудниками силовых ведомств города и области, ветеранами ВОВ и локальных военных конфликтов;

- шефские концерты и спектакли в воинских частях города и области, экскурсии в воинскую часть;

- формирование фонда записей художественно-патриотических, литературных, музыкальных, образовательных программ по отечественной истории, культуре, организация просмотра и обсуждения кинофильмов патриотической тематики;

- тематические выставки научной, популярной литературы из фондов библиотеки Шуйского филиала ИвГУ, в том числе с целью популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны

- участие студентов во всероссийской военно-спортивной игре «Зарница», конкурсах, семинарах, конференциях по гражданско-правовой и патриотической тематике различного уровня.

- участие в федеральных, региональных и городских мероприятиях, посвященных Дню победы («Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» и др.), Дню города, Дню принятия декларации о государственном суверенитете РФ;

- совместные акции с патриотическими клубами города, кадетскими классами, ветеранскими организациями района, региона.

Оценочно-результативный компонент связан с созданием диагностического аппарата, позволяющего определить степень сформированности патриотических качеств студентов вуза. Показателями уровня патриотического воспитания студентов является их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.