Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением, и, в связи с этим, представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, они возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но, в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественное новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30 % (по некоторым данным – 52,5 %) дошкольников (5-6 лет), 17-20 % младших школьников (1-2 класс) и у 1 % детей более старшего возраста.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. Шультесс все речевые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязычие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия». Исследованием проблемы дислалии в разное время занимались: Кусмауль, Е.С. Боришпольский, Е.Ф. Рау, Гутцман, О.В. Правдина, М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, Р.Е. Левина, Гриншпуна Б.М. и др [2].
В последние годы, в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, когда нарушается произношение звуков из разных артикуляционных групп. Недостатки произношения звуков [р] и [р’], выражающиеся в их искажении, называются ротацизмом, а выражающиеся в их заменах – параротацизмом. Аналогично, недостатки произношения звуков [л] и [л’], выражающиеся в их искажении, называется ламбдацизмом, а выражающиеся в их заменах – параламбдацизмом.
Звуки [р], [р’] и [л], [л’] схожи по уровню шума (сонорные), по наличию голоса (звонкие), и по месту образования, поэтому данные группы звуков часто оказываются одновременно искажены и смешены между собой.
Выделяют две основные формы дислалии, в зависимости от локализации нарушения, и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую), которые, в свою очередь, имеют свои подвиды. Говоря о проявлении сложного вида замены одной группы звуков на другую, мы выделяем артикуляторно – фонетическую функциональную полиморфную дислалию.
Психолого-педагогическое изучение процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и характера детей с полиморфной дислалией, показало наличие ряда специфических и отличительных особенностей. У таких детей отмечаются вегетативные нарушения, которые проявляются в потливости конечностей и красном дермографизме. Наблюдается нерезко выраженное снижение памяти, что влияет на усвоение прорабатываемого материала. Слабость процесса запоминания слов у детей с функциональной дислалией связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.
Актуальность исследования состоит в том, что при всём многообразии существующих средств, методов и программ предупреждения и коррекции речевых нарушений, для каждого ребенка необходимо модифицировать и адаптировать систему логопедической работы, подбирая и разрабатывая индивидуальную программу коррекции речи, учитывая индивидуальные особенности развития личности.
Целью нашего исследования является создание программы логопедической работы, необходимой для эффективного устранения полиморфной дислалии (ламбдацизма и ротацизма).
В исследовании приняли участие два ребенка: испытуемый №1 и испытуемый №2.
На констатирующем этапе эксперимента, было проведено логопедическое обследование ребенка, результаты которого нашли свое отражение в речевой карте.
Нами были получены следующие данные: испытуемый №1 рождён от первой беременности, которая протекала с токсикозом в первой половине, но без осложнений. Роды проходили быстро с механической и химической стимуляцией. Ребёнок закричал сразу, без асфиксии. Раннее речевое развитие в норме. Испытуемый №2 рожден от второй беременности (кесарево сечение). Грудь взял сразу, сосал молоко хорошо и часто (до 2 лет). Болел инфекционными заболеваниями (ОРВ), без осложнений. Раннее речевое развитие в норме. Это позволило сделать вывод о том, что органических поражений не выявлено.
Далее был проведён детальный осмотр речевого периферического аппарата, который показал, что патологий строения не имеет.
При изучении состояния артикуляторной моторики у испытуемого №2 были выявлены такие нарушения: вялость кончика языка и неумение удерживать язык за верхними резцами.
Состояние фонематическоко слуха, восприятия, фонематического анализа и синтеза хорошее. Звуко-слоговая структура слова, состояние словаря, состояние связной речи не нарушены.
Исследование лексико-грамматического строя экспрессивной речи показало умение испытуемых пользоваться конкретными существительными, глаголами и прилагательными.
При обследовании состояния звукопроизношения были выявлены нарушения: замена звуков [р], [р’] на [л],( неправильного произношения ) в начале и середине слова, в конце слова звук пропущен; замена звука [л] на [л’] в середине и конце слова, в начале произноситься [л] (неправильного произношения).
Таким образом, по результатам проведенного обследования были сделаны следующие логопедические заключения – полиморфная дислалия, проявляющаяся в ламбдацизме и параротацизме.
Согласно логопедической литературе, посвященной данной тематике, логопедическую коррекционную работу по преодолению полиморфной дислалии необходимо строить с учётом формирования звукопроизношения в онтогенезе, начиная работу со звука [л], а после его автоматизации, переходить к звукам [р] и [р’]. Эта работа должна включать в себя несколько определенных этапов.
Подготовительный этап – первый. На нем идёт подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.
Его цель: наладить контакт с ребёнком; подготовить его артикуляционный аппарат к постановке звука; формирование умений и навыков правильного воспроизведения звука, умений удерживать кончик языка за верхними зубами.
Второй этап – постановка звука. Цель данного этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного звука.
На третьем этапе проводится работа по автоматизации вновь воспитанного звука.
Его цель: автоматизировать поставленный звук изолированно, в прямых и обратных слогах, в простых и сложных словах, во фразе, в предложениях, чистоговорках, стихах, прямой речи.
Четвёртый этап включает в себя умение различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.
Таким образом, коррекционная работа проводится до полного устранения речевого дефекта.
В соответствии с изложенными теоретическими положениями, нами был составлен план коррекционной работы по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм). Данный план включает в себя:
– поэтапную постановку и автоматизацию звуков [л], [р] и [р’], проводимую на речевом материале для данных звуков;
– развитие мелкой моторики;
– развитие фонематического слуха;
– дифференциацию звуков [л], [р].
Одним из главных условий осуществления логопедической работы на всех представленных этапах является – применение всех упражнений в виде игры, так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей.
В качестве примера приведем описание поэтапной постановки и автоматизации звука [л].
Коррекционная работа по укреплению мышц кончика языка включает следующие цели:
– выработать умение расслаблять мышцы языка;
– удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;
– удерживать кончик языка за верхними зубами.
В соответствии с данными целями были применены следующие упражнения: «Наказать непослушный язычок», «Сделать язык широким», «Пощелкать кончиком языка», «Барабанщики», «Гармошка», «Почистим зубы» и др.
Коррекционная работа по выработке направленной, длительной, плавной воздушной струи включает следующие цели:
– выработать длительную направленную воздушную струю;
– выработать плавную непрерывную струю;
– развить сильный плавный вдох;
– активизировать мышцы губ.
В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Загнать мяч в ворота», «Паровозик свистит», «Надуй шарик», «Чья фигурка дальше улетит» и др.
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук включает следующие цели:
– развить точность и координацию движений руки и глаза;
– развить гибкость, ритмичность рук;
– развить контроль за собственными движениями;
– развить психические процессы (произвольное мышление, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь).
В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Сундучок с сокровищами», «Сильные ладошки», «Мои пальчики» и др.
Коррекционная работа по развитию фонематического слуха включает следующие цели:
– развить слуховое восприятие;
– развить умения различать высоту, силу, тембр голоса;
– различать слова, близкие по звуковому составу.
В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Угадай, на чем играю», «Кто так умеет», «Подставь нужное слово» и др.
Далее необходимо добиться правильного звучания изолированного звука [л], что можно сделать разными способами.
Звук [л] можно вызвать по подражанию: логопед вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию звука [л] (широкий кончик языка поднят и прижат к нёбу у самого основания верхних резцов; в средней части язык опущен вниз, а корень языка приподнят к мягкому нёбу; боковые края языка опущены с обеих сторон, выдыхаемый воздух проходит по ним вбок, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию). Но, этот способ постановки, большинство детей освоить не в состоянии.
Можно применить следующий способ: для начала, рассказать ребёнку сказку. Например: «Как маленький пароходик научился гудеть» (автор сказки: Е. Г. Карельская).
«Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно».
Также предлагается ребенку, язык в форме чашечки, поднять вверх к верхним резцам (за резцы, к альвеолам) и включить голос.
Выполняется упражнение «болтушка» (или «индюк»): перемещая язык около верхней губы, а затем около верхних зубов. При этом, звук акустически напоминает цепочку звуков.
Автоматизация звука [л] осуществляется в следующей последовательности: в обратных слогах; в прямых слогах; в простых словах; в сложных словах; во фразе, стихах, чистоговорках, прямой речи.
Применение указанных игровых приёмов работы позволило испытуемым быстрее включиться в работу, а также повысить интерес к логопедическим занятиям. Всё это положительно повлияло на процесс преодоления недостатков звукопроизношения.
Коррекционная работа по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм) с испытуемыми проводилась в течение шести месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут. Также осуществлялась домашняя работа совместно с родителями.
Во время проведения занятий, испытуемые были заинтересованы в исправлении своего дефекта. На контакт шли хорошо, чувствовался эмоционально-позитивный настрой. Испытуемый №1 по сравнению с испытуемым №2 более внимательно слушал указания к упражнениям, охотно их выполнял, делился своими впечатлениями с логопедом и членами семьи. Оба испытуемых были рады своим результатом.
На завершающем этапе экспериментальной работы по коррекции полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм), была проведена повторная проверка состояния звукопроизношения у испытуемых: изолированно; в словах и во фразах. Результат повторного обследования звуковой стороны речи показал, что нарушений звукопроизношения не выявлено.
Подводя итог, можно отметить следующее: анализ результатов контрольного этапа эксперимента позволил выявить эффективность предложенной программы логопедической работы по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм).