Забота о здоровье детей стала занимать в мире всё более приоритетные позиции. От состояния здоровья ребёнка зависит качество и продолжительность его жизни.
Одним из факторов формирующих здоровье ребёнка, является двигательная активность. Она определяется количеством движений, которое ребёнок производит в течение всего периода бодрствования. Двигательная активность является не только профилактикой заболеваемости, но и повышает резервные возможности организма ребёнка. При недостатке движения у ребёнка может возникнуть целый комплекс нарушений в функционировании организма. Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой он не может правильно развиваться и расти здоровым.
Индивидуальные и возрастные и особенности двигательной активности дошкольников в большей мере определяются условиями организации их деятельности, а также характером и содержанием этой деятельности. Особая роль отводится целенаправленному со стороны взрослого руководству двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети, имеющие высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать в полной мере. Надо учитывать тот факт, когда самостоятельная двигательная активность детей старшего дошкольника все больше ограничивается возрастающими потребностями в получении новых знаний с помощью информационно-коммуникационных средств. В связи с этим у детей старшего дошкольного возраста могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Все это говорит о том, что необходимо обеспечить детей рациональным уровнем двигательной активности, который может быть достигнут совершенствованием двигательного режима в дошкольной образовательной организации.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50 % периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении.
При изучении двигательной активности детей старшего дошкольного возраста мы выделили два аспекта: определение наиболее приемлемой деятельности, способствующей моторному развитию ребенка и его полноценному удовлетворению потребности в движении и поиск средств и путей рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.
В ходе экспериментального исследования были выявлены следующие закономерности двигательной активности старших дошкольников:
– нарастание всех основных показателей двигательной активности (объема, продолжительности, интенсивности), что объясняется обогащением двигательного опыта, повышением уровня физического развития, возрастанием функциональных возможностей организма детей;
– различные показатели двигательной активности у девочек и мальчиков. Мальчики более подвижны в самостоятельной деятельности. В организованной же деятельности эти отличия менее заметны;
– сезонные колебания двигательной активности, которые проявляются в повышении двигательной активности в весенне-летний период и снижаются в осенне-зимний. Учитывая это обстоятельство, необходимо пополнять регулярный суточный объем движений за счет увеличения моторной плотности разных видов организованной двигательной деятельности;
– суточные колебания двигательной активности. Наибольшая активность у старших дошкольников наблюдалась во время прогулок, а периоды спада отмечены во время пребывания детей в помещении.
– недельная динамика двигательной активности. Объем непосредственной двигательной активности детей изменяется по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и падая к пятнице. Наиболее высокая двигательная активность была отмечена по средам и четвергам.
Результаты проведенного нами экспериментального исследования показали, что индивидуальные показатели двигательной активности детей, в основном, определяются индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическими воздействиями и пр.
Таким образом, оптимальная двигательная активность может рассматриваться как важнейший показатель физического развития старшего дошкольника.