В процессе глобализации в России вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Перед системой образования встает проблема воспитания нового поколения социально активных членов общества, ответственных за обеспечение безопасности России, за укрепление государства. В связи с этим весьма важной представляется проблема патриотического воспитания.
С нашей точки зрения, применение материала патриотической направленности и использование форм и методов формирования патриотических качеств на уроках иностранного языка в общеобразовательных школах ведется бессистемно, то есть не осознается как специальная задача. Традиционно преподавание английского языка предполагает длительное изучение языка. Постепенный переход от простого к сложному. Начинаются занятия с постановки органов речи, фонетики. Отдельно объясняется грамматика, отдельно лексика. От звуков и звукосочетаний переходят к фразам, от знаний к навыкам и умениям, от образцов к автоматизму. В рамках одного урока школьники сначала проходят грамматику, потом лексику, затем выполняют упражнения на закрепление. Формула обучения – обучение общению через последовательное изучение фонетики, грамматики, чтения, письма и общения. Обучение предполагает использование русского языка для объяснения различных аспектов чужого языка. Используется много упражнений по переводу с английского языка на русский. Много времени, может быть, основная часть времени, уделяется грамматике, отработке её норм и практик. На занятиях происходит заучивание грамматических конструкций, чтение, перевод со словарём. Выражать свои мысли проходится редко.
Тем не менее, иностранный язык является одним из важнейших средств воспитания, в том числе и патриотического. Иностранный язык вносит значительный вклад в нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание любви к Родине и своим близким. Он обладает эффективными возможностями приобщения обучающихся к мировой культуре и, тем самым, способствует лучшему осознанию своей собственной культуры. Большими воспитательными возможностями обладают тексты страноведческого характера, содержащие информацию о традициях и обычаях страны изучаемого языка. Работа с текстами о России и российских городах, краеведческими текстами также имеет большое значение для воспитания патриотизма. Подобного рода учебный материал воспитывает у обучающихся чувство гордости за свою большую и малую Родину.
И хотя вопрос о воспитательных возможностях иностранного языка ставился в отечественной педагогической литературе, как классической (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский), так и современной (А.В. Барабанщиков, Б.Т. Лихачев и др.), анализ современных педагогических условий и практики отечественного образования позволяет выявить некоторые аспекты исследуемой проблемы, остающиеся малоизученными. В частности, в современных условиях связь «патриотизм – иностранный язык – обучающийся» исследована в плане теории и методики недостаточно.
При всем этом существует явная недооценка роли иностранного языка в воспитании патриотизма.Преподавание иностранного языка подрастающему поколению с целью формирования патриотических качеств будет успешным, если:процесс обучения иностранному языку будет проводиться в соответствии с разработанной моделью, построенной на концепции диалога культур и принципах модульного обучения, которая отражает цель, содержание, формы, методы, средства и результаты формирования патриотических качеств; при этом будут созданы педагогические условия эффективной реализации данной модели, в содержание тем иноязычного общения будет включена учебная информация патриотического содержания, использование заданий, способствующих осознанию своего исторического и культурного наследия.
Исходя из всего выше сказанного, нам представляется возможным сформулировать следующую проблему: каковы педагогические условия формирования патриотических качеств обучающихся в процессе изучения иностранного языка в средней школе