Требования, предъявляемые к человеку сегодня, в первую очередь связаны с характеристиками современного общества, технократизация и коммерциализация которого актуализируют необходимость повышения культуры и духовности людей, способности ориентироваться в информационных потоках социума, включая музыкальные. Данная установка актуальна для сферы музыкального образования, призванного формировать у подрастающего поколения указанные качества, в основе которых лежат музыкальные знания. Их наличие обеспечивает осознанность восприятия музыки, углубляет понимание ее художественного смысла и образно-эмоциональной драматургии; позволяет встраивать произведения в систему культурных ценностей; «критично относиться к собственной музыкальной среде и избирательно к ее содержанию» [10, c. 72]. Приобретение учащимися музыкальных знаний, происходит через реализацию различных видов учебно-музыкальной деятельности, которые можно далее адаптировать в условия общения с музыкой вне образовательного процесса.
Музыкальные знания подразделяются на ключевые и частные, а также на знания музыки и о музыке. Формирование музыкальных знаний, начинаясь еще в дошкольном возрасте, продолжается с приходом ребенка в школу, т. к. музыкальное развитие детей «может быть полноценным только при наличии у них определенного объема знаний о музыке» [11, с. 5]. Организация и содержание данного процесса в музыкальном образовании всегда должно опираться на возрастные особенности учащихся. Поэтому не случайно, что все существующие сегодня программы по музыке фиксируют тематизм сегментов процесса обучения, отражающий суть ключевых знаний, последовательно приобретаемых школьниками на всех этапах образования, соответствующих их возрасту. Обеспечивает данное совершенствование учащихся формирование частных музыкальных знаний, которые могут учителем в определенных границах варьироваться или изменять свой иллюстративно-содержательный элемент для оптимизации осуществляемого конкретного музыкально-образовательного процесса, при сохранении доминантной направленности на освоение ключевого знания.
В современном музыкально-образовательном процессе младших школьников освоение музыки относительно ее принадлежности определенному исполнительскому составу имеет приоритеты, которыми является симфонический оркестр, фортепиано и народные инструменты. Поэтому дети знакомятся со звучанием и сведениями о рояле, скрипке, флейте, арфе, трубе, балалайке, баяне, гармони и т. д. Знания, связанные с инструментом социализации конкретного произведения, повышают уровень понимания воспринимаемой музыки. Это определяет, что инструмент, на котором социализируется сочинение, является средством озвучивания и его оригинальные характеристики могут стать предметом изучения для обучающихся. При этом актуальным здесь может быть знакомство не только с его тембром, спецификой звукоизвлечения и т. п., но и история создания и становления инструмента, традиции применения в прошлом и настоящем времени и т. д.
Надо отметить, что все музыкальные инструменты имеют различную степень распространения в социуме и способны вызывать разный уровень внимания со стороны детей. При повышенном интересе школьников к инструменту, создаются благоприятные условия для его изучения и освоения музыки, которую он может воспроизводить. В таком случае процесс учебного общения с музыкой становится не просто эмоциональным, а начинает носить положительный характер для обучающегося, поскольку это, как указывает С. Л. Рубинштейн, зависит «от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам» [9, с. 141].
Исходя из сказанного, можно утверждать, что интерес у младших школьников может вызывать музыка, исполняемая на инструменте, наиболее распространенном в обществе, в его музыкальной среде. Это предполагает наличие у детей определенных знаний как о самом инструменте, так и о социализируемом с его помощью музыкальном материале. В данном контексте актуальны слова К.В. Ильгина о том, что «гитара в настоящее время является одним из самых распространенных музыкальных инструментов в мире» и «вряд ли найдется инструмент, который мог бы соперничать с ней по популярности» [5, с. 3]. Боле того, с достаточно широкой популярностью в России в течение уже двух последних столетий гитарной музыки, связано распространенное желание детей и молодежи обучаться игре на гитаре, на что указывает В. Р. Ганеев [3, с. 4]. Следовательно знакомство с гитарой и освоение гитарной музыки младшими школьниками будет вызывать у них больший интерес по сравнению со знаниями, связанными с большинством других инструментов, и данный процесс будет иметь расширенный потенциал для продуктивной реализации.
Однако в начальной школе мало уделяется внимания гитаре и исполняемой на ней музыке. Для учащихся этого возраста данный инструмент является привлекательным, дети имеют общие представления о ее звучании, знают, что она входит в состав вокально-инструментальных ансамблей, музыку которых любят ребята и обычно чаще всего слушают. Они могут обладать в целом некоторой информацией о данном инструменте и связанной с ним музыке. Но эти сведения, как правило, приобретаются спонтанно, не всегда являются полными и правильными, не имеют систематизированного осознания, включенного в целостную палитру музыкальных представлений учащихся.
Сказанное требует от учителей обращения к данной проблеме, а первым шагом на этом пути должно стать, на наш взгляд, осмысление исходного понятия «гитарная музыка». Оно бинарно и включает в себя образующие дефиниции: гитара и музыка. Гитара определяется в энциклопедических изданиях как струнный щипковый инструмент лютневого типа, «состоит из корпуса с глубокими выемками по бокам и плоскими деками, из шейки с грифом, снабженным металлическими ладами, и головки с колками» [4]. Музыку можно сформулировать, как композитор Эдгар Варез афористически кратко – «организованный звук» или, сославшись на толковый словарь русского языка, указать, что это «искусство воплощающееся в художественных звуковых образах» [8, с. 81;2, с. 562]. Исходя из этого, воспроизводимые гитарой организованные звуки или художественные образы упрощенно можно трактовать как гитарную музыку. Четкой формулировки данного понятия в литературе нами не было обнаружено.
По аналогии с определениями других понятий, связанных с градацией музыки, мы выстроили следующую логическую цепочку выводов. Инструментальной музыкой называют музыку, исполняемую «на инструментах, без участия человеческого голоса» [6]. Гитара является музыкальным инструментом, значит гитарная музыка – это часть инструментальной музыки и является ее составной частью, следовательно, имеет идентичные характеристики. Исходя из этого гитарную музыку можно обозначить как музыку, исполняемую на одной (соло) или нескольких (в ансамбле) гитарах. Надо отметить, что такое определение, по аналогии с трактовкой хоровой музыки (Е.И. Коляда), включает в себя как музыку специально написанную для гитарного воспроизведения, так и переложения для исполнения на гитаре тех сочинений, которые созданы для социализации иными составами [7].
Данное осмысление понятия «гитарная музыка» указывает на весьма большой охват ею произведений, что позволяет оптимизировать применение таковой в профессиональной педагогической практике и открывает обширные образовательные перспективы в контексте наращивания учащимися музыкальных знаний. Это помогает учителю сделать обучение максимально интересным, поскольку «если педагогическая скука всегда вредна, то в искусстве она вредна вдвойне», «она притупляет художественные задатки, заложенные в каждом нормальном ученике, порождает у него стойкую неприязнь к музыке» [1, с. 46].