Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 Kobozeva I.S. 1
1

Педагогика музыкального образования не только наука, но и искусство, неразрывно связанное с творческой инициативой. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и творческой изобретательностью.

Творческая деятельность педагога-музыканта зависит, с одной стороны, от педагогической направленности его личности, способности к педагогической деятельности, а с другой – от профессиональных знаний, владения музыкально-педагогической техникой.

Исполнительская деятельность музыканта есть творчески-познавательный процесс, одной стороной направленный на познание объективного содержания музыкального произведения, а другой стороной – целеустремленно воздействующий на слушателя. Обе эти стороны находятся в единстве, характеризующем исполнительский процесс как в подготовительной стадии (познание исполнителем произведения «для себя»), так и в самом творческом акте – в момент выступления.

Исполнительская культура учащегося-музыканта – сложное, комплексное образование, включающее в себя личностно-значимые качества, проявляющиеся в процессе творческой, музыкально-исполнительской деятельности и отражающие следующие структурные компоненты: опыт исполнительской деятельности; исполнительскую компетентность; комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя.

Первый компонент – опыт исполнительской деятельности включает в себя наличие выраженных интересов, склонностей и потребностей, мотивов обращения к конкретному виду исполнительской деятельности; умение оценивать качество исполнения музыки на основе своих музыкально-слуховых представлений о звучании данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле; наличие сформированного интонационно-слухового запаса, музыкальных впечатлений о жанрово-стилевом разнообразии музыкального искусства; способность к музыкальному переживанию, эмоциональной культуре исполнения.

Второй компонент исполнительской культуры учащихся – исполнительская компетентность – включает в себя владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, различными приемами звуковедения, звукоизвлечения, артикуляции; способность к анализу и самоанализу исполнительской деятельности, слуховому контролю и самоконтролю за качеством звучания; владение исполнительским репертуаром; способность к чтению с листа, к эскизному разучиванию; музыкально-исполнительские артистические качества.

Третий компонент исполнительской культуры учащихся – комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя, который включает в себя: музыкальную одаренность; художественно-образное мышление, музыкальное воображение, фантазию; способность к индивидуальной творческой интерпретации музыкального произведения.

Цель диагностики компонентов музыкально-исполнительской деятельности учащихся ДШИ заключается в определении уровней сформированности основных компонентов исполнительской культуры учащихся инструментального класса.

Диагностика опыта исполнительской деятельности

Задание 1. Цель – выявление у учащихся инструментального класса наиболее выраженных интересов, склонностей и потребностей к конкретному виду деятельности. Содержание: в качестве задания учащимся предлагается анкета, которая проводится в устной форме. Каждый вопрос анкеты содержит три варианта ответа – «да», «нет», «не знаю».

Задание 2. Цель – выявление умения оценивать качество исполнения музыки на основе своих музыкально-слуховых представлений о красоте звучания данного конкретного музыкального произведения в определенном характере, жанре, стиле. Содержание: учащимся предлагается запись музыкального произведения П. И. Чайковского из цикла Времена года «Осенняя песнь» Октябрь (название произведения учащимся не сообщалось) в исполнении известного пианиста. После того, как произведение прослушано, учащимся предлагается дать ответы на вопросы. При ответе учитывается осмысленное использование понятий, развернутость суждений, степень самостоятельности учащихся. Что касается словесной характеристики учащимися содержания воспринимаемого, средств исполнительской выразительности, то здесь можно выделить следующие уровни выполнения задания:

а) в ответе дана адекватная характеристика содержания музыкального произведения и средств исполнительской выразительности, также содержится аргументированная оценка качества исполнения музыка на основе своих музыкально-слуховых представлений о звучании, характере, жанре, стиле произведения – это высокий уровень (3 балла);

б) ответы содержат характеристику только эмоционального содержания музыкального произведения и недостаточно раскрывают, какими средствами исполнительской выразительности оно передано, также затрудняются в оценке качества исполнения и интерпретации произведения – это средний уровень (2 балла);

в) учащиеся не смогли дать оценку качества исполнения о звучании произведения – низкий уровень выполнения задания (1 балл).

Диагностика музыкально-творческих способностей

Задание 3. Цель – выявление уровня развития художественно-образного мышления, музыкального воображения. Содержание: учащимся предлагается исполнить на инструменте фрагмент знакомой пьесы в разных вариантах (в различных характерах, с разным настроением). Это задание выбирается не случайно, так как этот вид музыкальной деятельности (игра на музыкальном инструменте) направлен на музыкально-исполнительское развитие детей. Музыкально-педагогический опыт свидетельствует: процесс развития учащихся протекает особо эффективно в тех случаях, когда они практически собственноручно оперируют с материалом. Именно такую возможность и представляет музыкальное исполнительство. Оценивание осуществляется в опоре на следующие критерии:

Высокий уровень (3 балла) – выразительное исполнение произведения с использованием различных приемов сопоставления по темпу, силе, характеру произношения, по приему звукоизвлечения, тембру. Характер исполнения соответствовал каждому варианту данного задания, также способность продуцировать образные характеристики.

Средний уровень (2 балла) – исполнение выразительное, но характер исполнения менее соответствовал данным вариантам в задании.

Низкий уровень (1балл) – в исполнении не найдены исполнительские средства, каждый вариант исполнения почти не отличался друг от друга.

0 баллов – не справился с заданием или отказался выполнять.

Задание 4. Цель – выявление способности к индивидуально-творческой интерпретации, отношение к исполнению как к творческому процессу. Содержание: каждому учащемуся дается различная словесная характеристика исполнения. Задача учащихся заключается в интерпретации повторяющейся в неизменном виде ключевой музыкальной темы, используя самые различные нюансы. В качестве диагностического музыкального задания предлагается пьеса «Танец клоуна» из увертюры «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона – Бартольди. В произведении многократно повторяется ключевая тема.

Условием выполнения данного задания являются наличие у учащихся сформированности слуховых представлений инструментального (фортепианного) звучания на основе содержательных характеристик музыкальных ритмоинтонаций.

Система оценки: 3 балла (высокий уровень) ставилось, если диагностировалось наличие у учащихся сформированных слуховых представлений заданного фортепианного звучания; творческие находки и условные обозначения, принятые в нотной записи, соответствовали.

Средний уровень (2 балла) – исполнение соответствовало словесной характеристике, но не полно использовались различные нюансы.

Низкий уровень (1 балл) – если исполнение не соответствовало данной характеристике.

словесная характеристика исполнения для учащихся: спокойно просветленно; надежда, ожидание; уверенно, завершено; шутливо, игриво; тревожно, взволновано; печально, скорбно; сильно, бодро; радостно, весело; нежно, мягко; уверенно, активно.

Диагностика исполнительской компетентности

Задание 5. Цель – выявление уровня владения исполнительскими умениями и навыками. Содержание: учащимся предлагается исполнить на инструменте незнакомое музыкальное произведение. Среди многообразия музыкально-технических навыков, приобретаемых учеником в процессе игры на фортепиано, важное значение имеет навык чтения с листа, то есть умение правильно мелодически и ритмически сыграть по нотам без остановок какое-либо незнакомое музыкальное произведение, по трудности не превышающее технических возможностей учащихся. Оценивание осуществляется по критерию качества исполнения произведения:

Высокий уровень (3 балла) – читая с листа, учащиеся успевают осознать каждое из нотных обозначений по взаимосвязи с другими навыками и в момент воспроизведения с другими навыками их в единое целое;

Средний уровень (2 балла) – учащиеся начинают играть новый текст, не глядя на ключевые знаки, не определяя тональности, а ориентируясь на свой мелодический слух, и в результате допускают ошибки;

Низкий уровень (1 балл) – неумение охватить целостность произведения, испытывают затруднения в вопросе аппликатуры.

В ходе обучения могут быть предложены конкретные виды заданий, стимулирующие творческие способности учащихся, умение оценивать качество исполнения музыки на основе своих представлений о красоте фортепианного звучания.

Перечисленные виды деятельности, по нашему мнению, способствует в дальнейшем более осмысленной работе, самостоятельному уточнению и упорядочиванию ткани музыкального образа, целенаправленному формированию и прорабатыванию его отдельных компонентов.

Итак, опыт исполнительской деятельности формируется с учетом выраженных интересов, склонностей и потребностей, к конкретному виду исполнительской деятельности. Для формирования исполнительской компетентности важную роль играют комплекс знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в инструментальном классе фортепиано.

Комплекс музыкально-творческих способностей составляют художественно-образное мышление, воображение, фантазия исполнителя. Данный комплекс целенаправленного педагогического воздействия на основе особой организации занятий в инструментальном классе, направленном на определение уровня сформированности исполнительской культуры учащихся в инструментальном классе, может стать на наш взгляд, одним из компонентов музыкального образования детей, применяться непосредственно в практике обучения.