Согласно проведенному исследованию, педагоги по физической культуре слабо владеют основами профессиональной деятельности классного руководителя, особенно в отношении детей инвалидов, находящихся на домашнем обучении. Наше исследование было посвящено этой проблеме.
Инвалидность. Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые в следствии заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности.
Инвалидность – одна из форм социального неравенства.
Проблема: ограничение жизнедеятельности.
Актуальность проблемы инвалидов являетя многогранной и основана на противоречии между потребностями и способностями личности, имеющие высокий уровень и ограниченными возможностями здоровья.
Дефект 3 уровня:
1. Физический;
2. Психический;
3. Недостаток образования, профессиональной или другой социальной деятельности (социальная защита занимается третичным недостатком его коррекцией или ликвидацией).
По Л.С. Выгоцкому «Теория компенсации»
Социальная защита инвалидов – проблемы современной организации соц. защиты инвалидов является превалирование материальной помощи в структуре поддержки. ОДНАКО материальная помощь не решает проблемы собственно социальной защиты, т. е. защиты прав и интересов личности в обществе, она не предполагает развитие самостоятельности инвалида, повышение его социального статуса и его просвещения.
Обучение и развитие лиц с ОВЗ должно быть организовано следующим образом:
1. Мониторинг и диагностика способностей, склонностей ребенка и его образовательных пробелов – Педагогический диагноз
2. Проанализировать – АНАЛИЗ данных связанных с проблемами обучения и воспитания ребенка- инвалидов и с его образовательным потенциалом
3. Программа – разработка программы социально – педагогической образовательной деятельности – юридической и экономической поддержкой
4. Реализация – реализация программы и ее коррекция в процессе реализации.
Организация профессионального обмена педагогическими достижениями в области социальной защиты инвалидов
Представим в качестве проблемы барьеры социализации детей с ДЦП, находящихся на домашнем обучении.
Нами разработана программа социализации таких детей средствами дополнительного образования. В ней учтены следующие шаги:
1. Это определение интересов детей при помощи интернет-тестирования и общения в группах социальных сетей, касающихся творческих видов деятельности.
2. Это обеспечение условий личного знакомства с представителями вида творчества (искусства, мастерства, спорта) к которому у ребенка с ОВЗ (ДЦП) есть склонности и способности. Формами презентации таких творческих людей, сообществ и продукции результатов их деятельности могут быть мастер классы, экскурсии, участие в творческих отчетах кружков и секции, общественно значимых мероприятиях и праздников, а так же репетициях (участие в подготовке к этим мероприятиям) в качестве наблюдателя, членах группы поддержки, свободного сотрудника.
3. Полноценное участие ребенка с ОВЗ в работе детского творческого объединения с учетом способностей его индивидуального обучения.
4. В целях формирования самостоятельности, инициативности ребенка, повышения его самооценки и социального статуса требуется организовать возможность для него поделиться результатами своего творчества с другими детьми и быть оцененным сторонними наблюдателями (зрителями, слушателями, а не только членами своей семьи и педагогами)
Апробация подобной программы была проведена в Нижегородской области и городе Нижнем Новгороде на базе МОУ СОШ № 101 и №176. В социальном эксперименте приняли участие 18 детей, находившихся на домашнем обучении по профилю заболевания ДЦП. В результате 17 из них были успешно социализированы в системе дополнительного образования. В их числе:
4 юных любителя животных приняли участие в создании школьного дендрария и зоосада, регулярно принимали участие в конкурсах фото-, видео-, материалов, сочинений, эссе на тему «Мой любимый питомец».
2 мальчика стали членами команды по футболу при СДЮШОР в автозаводском районе на стадионе «Северный» г. Нижнего Новгорода.
2 девочки обрели свое медицинское призвание через наставническую шефскую деятельность.
Остальные социализированные дети получили « Путевку в жизнь » благодаря изобразительному искусству и музыке.
Некоторые дети реализовали себя в нескольких видах творческой деятельности. Так, ученик шк. №101 Дима свою любовь к морю, кораблям, морским жителям реализовал не только в чтении литературы на эти темы, не только в судомоделировании, а также в посвящении своих произведений на фортепьяно морю, морякам.
Т. о. социальная защита детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, должна исходить из интересов и склонностей ребенка и возможностей их дальнейшей социальной реализации как в материально-технической так и в правовой.