Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. «Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, не только с признанием равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование» [3, с.67]. Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере образования. Современные реформы в сфере инклюзивного образования предполагают получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах и дошкольных учреждениях общего типа – совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Так, «согласно содержанию современной отечественной модели образования до 2020 г., предполагается, что количество лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в массовых учреждениях, к 2016 году должно увеличиться до 70 %. В соответствии с национальной стратегией действий в интересах детей, планируется снижение числа детей-инвалидов и детей с ОВЗ, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 % от их общего числа» [2, с.4].

Обозначенные выше преобразования закономерно повлекли за собой изменения условий управления и организации образовательного процесса в ДОУ. Среди которых одним из ведущих является готовность педагогов к работе в условиях реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. «Для организации эффективного инклюзивного образования необходима организация системы подготовки педагогических кадров. Ее целью является обучение педагогов массовых школ и детских садов основам специальной психологии и коррекционной педагогики, освоение ими специальных технологий обучения, обеспечивающих возможность индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья» [1, с.17].

По данной проблеме проведен ряд диссертационных исследований, в которых рассматривается понятие «инклюзивная компетентность», раскрываются особенности подготовки специалистов к коррекционной деятельности в образовательной организации, доказывается влияние правильно организованной инклюзивной образовательной среды на социализацию детей с ОВЗ (Л.М. Кобрина, О.С. Панферова, М.М. Тавакалова, И.Н. Хафизуллина).

Однако в данных работах акцент делается на подготовку будущего педагога, а профессиональные запросы педагога, уже работающего в системе образования и столкнувшегося с проблемами обучения детей с ОВЗ, остаются не решенными.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время лишь незначительное количество дошкольных учреждений готово к переосмыслению учебных программ детских садов, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья. Условия, которые есть на сегодняшний день в детских садах, не достаточны для инклюзии: отсутствие нормативной базы, слабое материально-техническое оснащение, но, самое главное, недостаточно квалифицированные кадры, отсутствие специалистов, умеющих оказать помощь детям с разными потребностями. Системное внедрение практики инклюзивного образования в России происходит крайне медленно и достаточно неравномерно.

Данная проблема актуальна в том числе для педагогов города Череповца. С целью выявления готовности педагогов дошкольного образования к работе в условиях инклюзии в одном из детских садов общеобразовательного вида было проведено анкетирование, которое включало в себя два блока: первый позволял изучить уровень образования и квалификации, специфику и опыт работы, второй- особенности понимания и личностного отношения педагогов к инклюзивному образованию.

В содержание анкеты нами были включены следующие вопросы:

Блок 1.

1. Укажите, пожалуйста, Ваши данные.

2. Укажите, пожалуйста, Ваш стаж педагогической работы.

3. Укажите, пожалуйста, Ваше образование.

4. Укажите, пожалуйста, Вашу должность.

5. Укажите имеющуюся у Вас квалификационную категорию.

6. Проходили ли Вы обучение или подготовку для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами

7. Работали Вы раньше с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами

8. Укажите категорию детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми Вам приходилось работать или сталкиваться в профессиональной деятельности.

Блок 2.

1. Слышали ли Вы / знаете ли Вы об инклюзивном (совместном) образовании

2. В чем, по Вашему мнению, назначение инклюзивного образования

3. Как Вы относитесь к детям с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивному образованию

4. Готовы ли Вы работать с детьми, имеющими нарушения в физическом и (или) психическом развитии

Оценка анкеты осуществлялась посредством анализа содержания ответов респондентов.

Сбор сведений о квалификации и опыте работы анкетируемых показал, что основная масса педагогов имеет высшее профессиональное образование (56 %). Остальные либо обучаются в высшем учебном заведении (12 %), либо имеют среднее специальное образование (32 %). Выявлено, что респонденты имеют следующие квалификационные категории: 32 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию; 36 % педагогов аттестованы на первую квалификационную категорию; 32 % педагога – без квалификационной категории (не проходили аттестацию). Кроме уровня образования и квалификационной категории исследователей интересовал стаж профессиональной деятельности педагогических работников. Работники, чей стаж педагогической деятельности превышает пять лет – 68 % педагогов, до 5 лет – 24 % педагогов, от 25 до 40 лет – 8 % педагогов. Педагоги занимают должности: 100 % – воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Из 25 педагогов, принявших участие в исследовании, 80 % закончили курсы повышения квалификации не позднее последних трех лет; 20 % не проходили курсы повышения квалификации. Из 25 педагогов 25 % уже работали с детьми с ОВЗ. Остальные 75 % впервые в профессиональной деятельности столкнулись с необходимостью обучать таких детей.

Исследование, проведенное с использованием анкеты, показало, что с инклюзивным образования знакомы только 40 % педагогов. Остальные либо вообще не знакомы, либо имеют ограниченные представления об инклюзии. Ценностное отношение к детям с ОВЗ и к инклюзивному образованию в частности проявили 60 % педагогических работников. При ответе на вопрос о назначении инклюзивного образования респонденты отмечали следующее: «Образование должно быть доступным всем детям без исключения»; «Такая форма обучения позволяет формировать у детей гуманное, толерантное отношение к ограничениям у других людей»; «Это важно, ребенок с особенностями развития получает социальный опыт, реализует свои образовательные потребности» и др.

Такие ответы свидетельствуют о понимании данными педагогами ценности получения разностороннего социального опыта детьми с нормальным и нарушенным развитием, социальной значимости инклюзивного образования.

Понимание необходимости включения таких детей в образовательные учреждения общего типа и в целом положительное отношение к инклюзии продемонстрировали 48 % респондентов. Это подтверждается характером их ответов, например: «Важно помочь детям с ограниченными возможностями здоровья поверить в себя, это возможно в условиях инклюзии».

Однако готовность работать с детьми, имеющими различные ограничения, и организовывать их совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками проявили лишь 16 % педагогов. В большинстве случаев основным ответом на вопрос «Готовы ли Вы работать с детьми, имеющими нарушения в физическом и (или) психическом развитии» был следующий: «Нет, так как мне не хватает специальных знаний об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья».

Таким образом, анкетирование позволило выявить особенности готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования и отметить недостаточную сформированность навыка работы с детьми с ОВЗ у педагогов ДОУ. Несмотря на то, что многие педагоги полностью или частично соглашались с тем, что инклюзивное образование должно быть одной из форм обучения детей с ОВЗ, не все из них были мотивированы на реализацию идей инклюзии в собственной педагогической практике. Основная причина – отсутствие необходимых знаний об особенностях развития детей с ОВЗ, об их особых образовательных потребностях и способах удовлетворения этих потребностей с использованием специальных условий коррекционно-педагогического воздействия.

Итак, на основе полученных данных можно сделать вывод, что описанная ситуация актуализирует необходимость активной работы администрации ДОУ и властных органов системы дошкольного образования в сфере организации подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии.