Для всех известно, что проблема приобщения ребёнка к чтению в современном обществе стоит очень остро и имеет некую трудность. Как известно, современные дети всё чаще проводят большую часть своего времени за просмотром телевизора, за компьютерами, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии дошкольника. Она развивает мышление, воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка.
Проблема детского чтения в настоящее время является составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет коренным образом изменилась детская литература. Новые темы, имена, жанры, новые художественные подходы к изображению детства требуют осмысления не только в историко-литературном плане, но и в современном контексте. В настоящее время очень сложно создать полную и достоверную картину чтения детей. Ведущие специалисты в области приобщения ребенка к чтению Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, З.А. Гриценко, В.И. Пирадова.
Ребёнок дошкольного возраста сам приобщиться к чтению не может. Самым осведомлённым человеком в вопросах чтения детской литературы должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Именно он воплощает задачу приобщения детей к книге, любви к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения. Педагог является консультантом по вопросам семейного чтения, пропагандистом книги и книжного знания. Воспитатель быстро и точно должен реагировать на изменение детского отношения к книге, наблюдать за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Круг чтения ребёнка должен быть правильно сформирован, базироваться на научных принципах, а не на вкусовых пристрастиях воспитателя и родителей. Воспитателю необходимо овладеть современной методикой приобщения детей к чтению.
Применение методов работы по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы ограниченно возрастными возможностями детей. Одним из самых древних и популярных методов работы с дошкольниками является беседа. Беседа – это тот метод, который способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру.
А. Леонтьев считает, что беседа как метод важна для дошкольников тем, так как именно она дает возможность поделиться впечатлениями, эмоциями, открытиями. В период общения с книгой ребенок дошкольного возраста – в этом заключается его особенность – становиться соавтором, соучастником событий, видоизменяет происходящее в тексте согласно собственному восприятию и понимаю.
Такие методисты, как Р. Жуковская, Н. Карпинская, Э. Короткова, Е. Радина, Е. Тихеева отмечали: беседа активизирует мыслительную деятельность детей, способствует более глубокому проникновению в смысл читаемого. В процессе грамотно организованной беседы дети обращают внимание на детали текста, которые становятся для них значимыми.
Выделяют следующие виды бесед: прогностическая; подготовительная; по восприятию художественного текста; по содержанию произведения.
Так же одним из методов приобщения детей к чтению является выразительное чтение. О применении этого метода по отношению к дошкольникам много говорилось в работах Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской и других. Искусство выразительно читать всегда ценилось у слушателей. Выразительно читать – значит донести до слушателя, т.е. в процессе чтения выразить авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями. М.М. Конина предлагает в ходе чтения использовать игрушки, различные виды детского театра, наглядность, музыкальное сопровождение.
Н. Румянцева, Е. Тихеева считают, что метод рассказывания воздействует на детей сильнее, чем книга. В процессе приобщения ребенка к книге, к чтению, основная роль должна быть отведена рассказыванию художественного произведения. Именно оно, а не собственный жизненный опыт воспитателя или иные темы развивают вкус к литературе, к звучащему слову.
Гиззатуллина Р.И., Левшина Н.И. отмечают, что «рассказывание какого-либо произведения отличается от чтения тем, что рассказчик передает текст свободно, то есть не дословно. Учитывая своеобразие рассказывания, воспитатель проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет. Связывая воедино события, он должен все время мысленно видеть чередующиеся картины, изменения в поведении героев» [3]. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:
– ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;
– специальные занятия;
– свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми, так как они являются слушателями, а не читателями. Дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Воспитатель должен быть убеждён в том, что детская литература, которую он каждодневно читает ребёнку, – это настоящее искусство, которое необходимо донести до сознания малыша. Воспитатель должен осознавать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности. «Литературные произведения развивают умение идентифицировать себя с литературными героями, ориентироваться в коммуникативных ситуациях» [4].
З.А. Гриценко в авторской технологии по воспитанию грамотного читателя говорит о том, что взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.
Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности. Самое главное –помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом педагога.