Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Актуальность данной темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях, как детского сада, так и учреждений дополнительного приобретает особое значение.

Академик Д.С. Лихачёв подчеркивал в своей статье-проповеди «Экология культуры»: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Задача педагогов – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей любовь к родному краю нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности.

Развитие ребенка в обществе невозможно без знания культуры своего государства. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для приобретения представлений о своем крае, и своей малой Родине. Именно в этот промежуток жизни ребенка у него формируется интерес, потребность в знаниях, которые соответствуют его природным и индивидуальным задаткам.

Конкретное содержание работы с детьми педагог выбирает в зависимости от непосредственного опыта и интересов детей. Воспитателю важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, географическом, историческом или культурологическом исследовании исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. Например, читая сказки, взрослые вместе с детьми обсуждают и выясняют, как выглядели раньше дома, а затем сооружают и украшают макет деревенской избы. Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города.

В содержание работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем входят следующие темы:

- мой дом, моя улица, мой детский сад;

- город, где мы живем (растительный и животный мир, основные производственные учреждения, улицы, памятные места, учреждения культуры, люди и т.д.);

- наш край (растительный и животный мир, основные производства, труд людей, основные исторические и памятные места, культура, обычаи, язык, народные промыслы, традиции), столица республики (области);

- Россия (столица, герб и гимн, национальные традиции, защитники Родины; дружба народов);

- знаменитые люди нашего края и страны, писатели, художники и т. д.

В соответствии с темой педагог может выбрать следующие формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем:

- экскурсии в музеи, в картинную галерею, по памятным местам; к храмам, на предприятия, организация наблюдений; либо виртуальная экскурсия;

- чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;

- рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;

- походы в кинотеатры, театры, кафе;

- туристические походы, организация наблюдений за природой;

- просмотр слайдов;

- оформление альбома на заданную тему;

- праздники, концерты, вечера дружбы, изготовление атрибутов к этим праздникам;

- оформление в помещении детского сада интерьера избы;

- фольклорные занятия;

- рассматривание изделий народного прикладного творчества;

- изготовление поделок на занятиях по ручному труду;

- художественная самостоятельная деятельность детей;

- беседы и разговоры с детьми

- проектная деятельность детей.

Одной из самых успешных форм знакомства с родным краем является экскурсия.

Экскурсия – это форма организации работы, при которой дошкольники выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Такая форма работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях.

Методика ознакомления дошкольников с родным краем весьма разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т. е. игры, наблюдения, прогулки, экскурсии, беседы во время прогулок, рассказы воспитателя об истории края и его людях, о природе и животных, о родном городе и т.д.. Очень важно правильно организовать работу с детьми, суметь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогут такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей. Необходимо, чтобы дошкольники принимали участие в праздновании Дня Города или других праздниках, что в свою очередь, позволит им окунуться в атмосферу общей радости и веселья.

Очень важно чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста. Так, в возрасте 3-4 лет самыми подходящими формами будут: игры, целевые прогулки, рассматривание картинок, праздники и развлечения, изготовление поделок, рассказ педагога, наблюдения, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, художественная самостоятельная деятельность детей. В возрасте 4 -5 лет добавляются и другие формы: экскурсии в разнообразные места, либо виртуальная экскурсия; походы в кинотеатры, театры, кафе; фольклорные занятия; беседы и разговоры с детьми.

Начиная с 6 лет можно применять и проектную деятельность детей.

Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Так и представление о Родине начинается у детей с картинки, которую он видит с детства; c музыки, которую он слушает; c природы, что окружает ребенка; c жизни знакомых улиц.

Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.