Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников. Под математическими представлениями мы будем понимать элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий [2, 45]; образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями количества, величины, пространства, времени, геометрической формой и фигурами [3].
Вопрос о формировании и развитии математических представлений у детей рассматривался в работах Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, А.В. Белошистой, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, Н.И. Непомнящей, Е.А. Носовой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяра, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой, А.И. Фунтикова, Т.А. Мусейибовой и др. По мнению многих авторов, именно в дошкольном возрасте необходимо начинать развитие математических представлений, что связано с его умственным развитием, социальной адаптацией и подготовкой к школьному обучению.
В дошкольной образовательной организации (ДОО) мы формируем и развиваем следующие математические представления: количественные, величинные, пространственные, геометрические и временные. Анализ содержания основных образовательных программ (ООП) «Детство» и «От рождения до школы» (математический аспект) показал, что в данных образовательных программах в старшей группе разделы математических представлений представлены по-разному. Так, в ООП «От рождения до школы» математические представления представлены в пяти разделах, а именно: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве» и «Ориентировка во времени». В ООП «Детство» математические представления рассматриваются в трех разделах: «Свойства и отношения», «Числа и цифры» и «Сохранение количества, величин и последовательности действия». Содержание формируемых представлений и понятий раскрыто в действующих ООП, разработанных в соответствии с ФГОС ДО.
Реализация современных подходов в дошкольном образовании требует введения в практику ДОО различных форм, методов, средств и технологий развития детей. Одним из приоритетных методов формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития математических представлений является моделирование.
Моделирование – это замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее удобна для работы и наиболее доступна [7, 34]; наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений [1, 67].
Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
С помощью модели можно дать представления об оригинале, с ее же помощью можно истолковать оригинал. Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования. В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение модели: это образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение [5, 675].
В процессе формирование математических представлений у детей используются различные виды моделей. Например, при знакомстве с величиной и формой предметов дети упражняются в обследовании моделей геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, шар, куб и др.) осязательно-двигательным и зрительным путем, учатся узнавать их независимо от различий в цвете и размере. Закрепляют представления детей о размерных отношениях (длиннее – короче, шире – уже, больше – меньше) и умение пользоваться приемами приложения и наложения для выявления соответствующих отношений.
В старшей группе используется моделирование сказок, для этого в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, нужно начать с простого – сериационного вида моделирования сказок. Так, например, сказка «Теремок». Для героев сказки отбирается сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети составляют модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказывают. Далее идет переход к более сложному виду моделирования – двигательному, например, к сказке «Заюшкина избушка» подбираются одинакового размера кружки, но разного цвета. Кроме уже отобранных по цвету заместителей, добавляются другие цвета. Дети выбирают нужный цвет, соответствующий данному герою, объясняя свои действия.
В процессе ориентировки во времени дети знакомятся со следующими моделями: части суток, сутки, неделя, времена года, год, часы. Так, старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Примером такой модели служит календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад).
В практике ДОО для развития умственных способностей, в том числе и развития количественных представлений, используются педагогами цветные счетные палочки Х. Кюизенера, начиная с младших групп детского сада, позволяющие моделировать числа – их свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Игры с блоками – это тоже один из видов моделирования. Так, блоки Дьенеша – это геометрические фигуры (набор), которые отличаются друг от друга формой, цветом, размером, толщиной. Логические блоки Дьенеша позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например, создавать множество красных (желтых, синих) блоков. Применяя их, А.А. Смоленцова предложила интересные вариативные игры: «Группирование по размеру», «Группировка по толщине», «Группирование по цвету». С помощью этой символики можно решать также логические задачи.
Г.А. Репина в своей книге «Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками», раскрывая принципы математического моделирования с детьми на плоскостных материалах, использует дидактические игры типа «Танграм», «Пифагор», «Пентамино» и их электронных версиях.
В соответствии с возрастом и реализуемой программой следует обогащать развивающую предметно-пространственную среду, в которой имеется математическая зона (уголок математики), различными моделями (дни недели, времена года, год, часы, числовые карточки, счетные палочки, измерительные приборы и др.), дидактическими играми («Когда это бывает», «Назови скорей», «Неделька стройся», «Дни недели», «Геометрическое лото», «Танграм», «Стосчет Зайцева» и др.). Как отмечают многие авторы, содержание предметно-пространственной среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-пространственной среде и на пройденный программный материал («Этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху»;
– на индивидуальные возможности детей: «Я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо»); на обеспечение зоны «ближайшего развития» («Это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую»). Предметно-пространственная среда должна включать следующие модели для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: графические, вещественные, знаковые и др. [4, 64].
В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но, теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными. С детьми старшего дошкольного возраста, по мнению многих авторов, воспитателем могут использоваться следующие простейшие модели. Так, например, в уголке мальчиков можно увидеть прикрепленные на стене графические постройки, ориентируясь на которые дети конструируют различные модели. С помощью таких графических моделей – подсказок детям намного легче, а главное интереснее выполнять конструктивную деятельность, ориентируясь на наглядную графическую модель. В этой возрастной группе можно предлагать детям пользоваться на занятиях конструированием готовыми схематическими рисунками – простейшими изображениями на бумаге некоторых особенностей строения предмета.
Наглядной опорой начинают служить заместители реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы педагог представляет моделями геометрических фигур. Например, дети угадывают, кого в трамвае было больше; мальчиков или девочек, если мальчики обозначены большими треугольниками, а девочки – маленькими. Опыт показывает, что дети легко принимают такую абстрактную наглядность. Как известно, наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти, поэтому в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие наглядной формы. Например, дни недели условно обозначают разноцветными фишками. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями неделя и запомнить их последовательность [6, 34].
Не надо забывать и о применении моделирования в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, ознакомлении детей с художественной литературой и природой для актуализации полученных знаний и умений. Так, например, на занятии по декоративному рисованию моделирование используют для закрепления навыков построения композиции узора, для различения элементов росписей. Эта работа проводится в виде дидактических игр: «Выложи узор», «Выложи узор, обведи его карандашом и закрась», «Выложи узор и зарисуй его в альбом», «Из какого орнамента этот элемент»
Таким образом, моделирование – это один из методов познания действительности и формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений у дошкольников. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. В дошкольном возрасте развивается умение использовать модель не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной и совместно деятельности детей с взрослыми.