Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Эксперты Организации Объединённых Наций (ООН) и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) считают, что процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения планеты. По статистике выше означенных организаций 10 % населения земного шара имеют инвалидность физического, психического или смешанного характера. При этом каждый десятый из них – ребёнок, т.е. это более 120 млн. детей в мире.

В России ежегодно увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения развития. Причины: патология беременности и родов, инфекционные и дегенеративные заболевания, отсутствие условий для здорового образа жизни, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально – технического обеспечения медицинских учреждений и др. [5].

Сегодня во всех странах мира много детей с диагнозом «детский церебральный паралич» (ДЦП). За последние годы эта патология вышла на одно из первых мест, по частоте встречаемости, среди поражений нервной системы в детском возрасте и является одним из инвалидизирующих заболеваний неонатального периода.

В нашей стране удельный вес детей с ДЦП составляет 46,3 % от всех других патологий. Заболеваемость церебральным параличом возросла с 1,8 до 2,11 на 1000 детей (почти вдвое чаще заболевание встречается у мальчиков); при этом устойчивый рост количества таких детей сопровождается утяжелением нарушений развития.

В настоящее время коррекционно-развивающие занятия предполагают множество направлений и количество специалистов, которых вынужден посещать один ребёнок, оказывается слишком большим: психологи, дефектологи, логопеды, преподаватели арт-терапии, физической культуры и т.д. Возникает вопрос с двойственными потребностями больного: с одной стороны это потребность в разностороннем развитии, с другой – стремление избежать переутомления. Решением, на наш взгляд, являются занятия, основанные на игротерапии, когда коррекционно-развивающие задания интегрируются в процесс игровой терапии, что даёт возможность осуществлять специальное реабилитационное и развивающее воздействие на пациента, не переутомляя его [3].

Такой игротерапией может стать, широко распространённый в США и Европе, метод канистерапии, который приобретает всё большую популярность и в России. В настоящее время действуют фонд «Ордынцы», группа «Солнечный пёс», учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов» в Москве. В Санкт-Петербурге разработана программа «Петербургская зоотерапия», в Тверской области занимается канистерапией Центр Ездового Собаководства «Чу», в Казани в клубе любителей животных «Фауна», в Мурманске клуб «Надежда».

Канистерапия (от лат. «canis» – собака) – это метод коррекционного, терапевтического, реабилитационного и развивающего воздействия на пациента с ограниченными возможностями при помощи специально обученных собак.

Концепция данной терапии была сформулирована детским психиатром из США Борисом Левинсоном в 1960-х годах, когда американский врач впервые заметил, что маленькие пациенты легче идут на контакт, если в кабинете находится его любимец – ретривер. С тех пор этот метод получил достаточно широкое распространение на Западе [1, c. 27].

Лечебная кинология применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций. Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом, страдающих олигофренией. У детей улучшается координация движений, уменьшается спастика, улучшается память [1, c. 15].

К сожалению, до сих пор реабилитационные мероприятия в основном сводятся к ортопедохирургическим и нейрохирургическим вмешательствам, зачастую не приводящим к достижению реального результата. Применение же медикаментозной терапии и массажа в сочетании с классическими приёмами лечебной физкультуры способствуют достижению в основном «тактических» целей – сдерживанию процесса образования контрактур и усугублению моторных расстройств, способствуя лишь временной коррекции двигательных нарушений [4].

Однако каким бы сложным и страшным не был диагноз ребёнка, как бы глубока не была его умственная отсталость, как только он берёт поводок в руки, он ощущает себя человеком – так воспринимает его собака, так начинает воспринимать себя и он сам.

Принцип лечебной кинологии с больными детьми основан на том, что занятия проходят в игровой форме и эффект достигается ненавязчиво. В зависимости от диагноза, инструкторы подбирают специальную систему упражнений индивидуально для каждого пациента, так как занятие предполагает тесный тактильный и эмоциональный контакт ребёнка с собакой.

Детям с диагнозом ДЦП особенно необходима тактильная стимуляция; так при помощи лечебной кинологии достигается улучшение координации движений, уменьшается спастика, улучшается память, ребята становятся более контактными и самостоятельными [2].

Практически все дети, по мере занятий с собаками-терапевтами, переносят своё позитивное отношение к собакам не только на других животных, но и на людей, и на отношение к миру в целом, становятся общительнее и легче идут на контакт.

Важно:

1. Каждому ребёнку, в зависимости от формы заболевания, назначается индивидуальный комплекс физических упражнений.

2. При развитии двигательных функций необходимо соблюдать возрастную закономерность их развития. Важно поэтапно тренировать все виды двигательной активности: сначала повороты, потом сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги.

3. Привлекая дошкольника к активному выполнению движений, необходимо избегать чрезмерных усилий со стороны ребёнка, чтобы избежать резкого повышения мышечного тонуса.

4. В начале работы по развитию движений у детей с диагнозом ДЦП используют упражнения для стимуляции разгибания верхней части туловища и удержания частей тела. Позже проводят серию упражнений для тренировки поворотов туловища.

5. На следующем этапе работы по развитию движений у дошкольников с церебральным параличом, детей обучают стоянию на четвереньках, развивают функцию равновесия, стимулируют ползанье в этом положении. Так же проводят специальные упражнения для тренировки функции сидения; развивают способность самостоятельно садиться, вставать на колени и на ноги; развивают возможность вертикальной позы и ходьбы.

6. Особенное значение в реабилитации имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук, тесно связанной с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что язык жестов является ранней стадией общения. Тренировка функции рук имеет неоспоримое значение для развития психических и речевых навыков. На занятиях канистерапии ребёнка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате обязательно участвовали большой, указательный и средний пальцы, а не только безымянный и мизинец.

7. Дошкольнику с ДЦП, даже старшего возраста, трудно не только захватить и отпустить предмет, но и переложить его из одной руки в другую. Поэтому для развития дифференцированных движений пальцев (например, надавливание указательным пальцем) используют различные игрушки и предметы (корм, миска для корма, поводок, мячик и пр.).

8. На этапе развития самостоятельной ходьбы используют следующие специальные упражнения:

– сначала ребёнка с ДЦП обучают правильной вертикальной постановке головы и туловища по отношению к опорной поверхности;

– следующий шаг – это равномерное распределение массы тела на обе ноги;

– далее научают умению перемещать центр тяжести на опорную ногу: вначале ребёнка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой, облокотившись на круп собаки, а затем вводится «эффект плацебо» – поводок собаки.

9. Для улучшения общей подвижности и координации движений ребёнка применяют уже изученные основные двигательные навыки, используя их в различных сочетаниях и условиях взаимодействия с собакой:

– упражнения на самые разнообразные перемены положения тела в комбинации с захватами и бросками предметов;

– задания на равновесие при преодолении каких-либо препятствий;

– динамичные и эмоциональные упражнения с мячом, способствующие развитию силы и быстроты простых и сложных двигательных реакций. Задания с большими и малыми мячами требуют способности к концентрации и переключения внимания; пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Так же они эффективно влияют на развитие психических (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) и физиологических (усиление кровообращения, дыхание, обмен веществ) процессов.

Таким образом, канистерапия погружает маленького пациента в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение поставленной реабилитационной задачи, создаёт условия для разрушения уже существующих порочных функциональных систем и формирования новых, более физиологичных. Помимо этого, общение с животным на свежем воздухе улучшает эмоциональный фон больного ребёнка и расширяет его диапазон знаний об окружающем мире.