Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

В современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [3].

В специальном (коррекционном) образовании информационные технологии достаточно широко применяются в процессе коррекционно-развивающей работы со всеми категориями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [1].

Использование информационных технологий связано с трудностями, которые определяются отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональными ограничениями учащихся.

Такими ограничениями у лиц с нарушением слуха является сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков [2].

Для детей данной категории важную роль играет речевое развитие. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения и познания окружающего мира. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.

Для устранения этих ограничений разработаны специальные компьютерные технологии:

- «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе» разработанные лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной)применяются на начальном этапе обучения;

- «Дактильный букварь», «Дактильная речь»- для обучения детей дактильной форме речи и её закрепления в практике общения;

- «Руководство» – программа сурдопедагогической реабилитации, разработанная Белорусским государственным медицинским университетом (С.Л. Кабак, Г.М. Карапетян, Л.С. Димскис, А.В. Подопригора, Ю.Г. Ильич, А.С. Кишкурно). Цель создания программы – совершенствование навыков вербальной речи;

- Компьютерная технология «Видимая речь» позволяет поставить голосовую речь;

- «Визуальный тренажер произношения» включает в себя 12 модулей и позволяет в несколько раз ускорить процесс формирования речевых навыков;

- Тренажер «Красноречие» активно развивает словообразовательные навыки учащихся;

- Тренажер «Учись быстро читать» предназначен для развития навыков чтения при нарушенном темпе их формирования.

Использование компьютерных технологий делает коррекционную работу с детьми с нарушением слуха эффективнее и позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие, лексические и грамматические средства языка, коммуникативные навыки, артикуляционная моторика, обратные речевые кинестезии, мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышью, клавиатурой), слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, воля и мотивация, словесно-логическое мышление.