Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.).
При нормальном развитии ребенка процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций таких, как звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно-пространственные восприятия и представления, наглядно-образное мышление, внимание, память, графо-моторные навыки [1].
В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р. Е., 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения.
Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.
Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы [5].
Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для овладения письмом. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением письма существует тесная взаимосвязь.
Исследования А.Н. Корнева, М.З. Кудрявцева, Г.А. Глинна, Т.А. Ткаченко показали, что категория детей с общим недоразвитием речи III уровня очень разнообразна, готовность к овладению письмом у таких детей почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня, как правило, овладевают элементарными навыками письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Для таких детей необходимы систематические, в течение нескольких лет занятия по формированию их устной речи и по подготовке к обучению письму, а также совершенствование навыков звукового анализа, развитию общей и мелкой моторики и координации движений.
Нарушения моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня носят широкий характер: наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, рисовании. Задерживается развитие готовности руки к письму, т.к. дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности. Моторная несостоятельность этих детей особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где они отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений [3].
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями. Поэтому необходимо развивать двигательный анализатор, который является стимулирующим фактором развития речи и нервно-психических процессов.
Фонематический слух формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Примерно к трем годам ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором этого развития является развитие речи в целом в процессе общения с окружающими. Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.
М.Е. Хватцев определяет фонематический слух как «способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы, которая является основным качеством человеческого слуха». Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов [2].
Эффективность в овладении письмом, по мнению Л.С. Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: состояния его готовности к овладению письмом, который включает состояние развития графических навыков, фонематического слуха, чувства ритма, пространственных представлений и координации движений. У детей с общим недоразвитием речи III уровня эти функциональные звенья в значительной степени нарушены.
Следовательно, фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка. А фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова.
Г.А. Каше доказала, что своевременное воспитание у старших дошкольников способности к усвоению звукового и морфемного состава слова, может предотвратить возникновение нарушений готовности к овладению письмом.
Р.Е. Левина выдвинула положение о взаимосвязи между нарушениями компонентов речи с отклонениями в формировании ее элементарных предпосылок, возникающих в более раннем возрасте. Связь между общим недоразвитием речи III уровня и трудностями при овладении письмом позволила выделить психические процессы, являющиеся предпосылками успешного овладения письмом. Зрелость этих процессов может быть проверена еще до поступления ребенка в школу.
Неподготовленность к овладению письмом может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно уделять особое внимание подготовке к овладению письмом, особенно когда речь идет о детях, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
В исследованиях ведущих специалистов говорится, что обучению письму должна предшествовать определенная пропедевтическая работа, основные направления которой следующие:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Работа над звукопроизношением.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
5. Развитие грамматических навыков.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений.
8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).
При этом необходимо учесть, что пропедевтическая работа проводится в дошкольном возрасте и большая роль в этом принадлежит не только педагогам, но и родителям. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка
Успех предупреждения нарушения письма во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Для этого учитель-логопед принимает активное участие в родительских собраниях, семинарах, на которых знакомит родителей с видами речевых нарушений, формами их проявления, приемами правильного речевого воспитания в семье, организацией логопедических занятий, проводит анкетирование с целью выявления запросов родителей и учета индивидуальных особенностей их детей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей.
Такие исследователи и педагоги как: Ю.Ф.Гаркуша, Т.Н.Кроткова, Н.И.Шудьдешова обращают внимание на возрастание роли пропедевтической работы по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста.
Внимание родителей необходимо обратить на подготовку руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:
– пальчики здороваются;
– пальчики бегают по столу;
– игра на рояле;
– разведение пальцев в стороны;
– поочередное поднимание пальцев руки;
– кулак-ребро-ладонь.
Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.
Кроме этого родители должны знать, что:
– ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости [4].
Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.
Но при этом необходимо помнить:
• ребенок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а кончик карандаша «смотрит» в плечо);
• тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном);
• правильно сидеть за столом;
• не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;
• необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).
Эти советы помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при овладении письмом.
Таким образом, целенаправленная пропедевтическая работа по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в системе взаимодействия учителя-логопеда и родителей может оказать существенное влияние на качество готовности овладению письмом.