В настоящее время все более актуальным вопросом становится обучение иностранным языкам. Развитие методов обучения иностранным языкам исследовались в работах И.А. Зимней, И.В. Рахманова, С.К. Фоломкиной, Н.И. Геза, В.Э. Раушенбаха, Е.Г. Веделя, И.Д. Салистры, а также в работах других авторов. Однако в них не наблюдается соединения самого предмета обучени – коммуникативной системы с методами его обучения и освоения[1]. О важности такого соединения говорят следующие факторы:
– влияние научно-технической революции, заострившей потребность в специалистах, практически владеющих иностранными языками;
– возрастающая неудовлетворенность учащихся в конечных результатах процесса обучения предмету;
– достижения науки, предложившей новые взгляды на язык, речевую деятельность;
– совершенствование материально-технической базы учебно-воспитательного процесса, перерастающей во многокомпонентную функционально-психологическую среду, как аналог естественной языковой среды для учащихся;
– повсеместно обнаруживающее себя и одновременно нарастающее стремление учителей и преподавателей к овладению более эффективной методикой, способной гарантировать выполнение программных требований в рамках нормативного курса обучения;
– расширяющийся опыт применения различных вариантов оптимизированной методики в ряде вузов, школ, на курсах различных типов, дающий ощутимый практически – речевой, образовательный, развивающий и идейно-воспитательный эффект.
Одним из главных факторов в обучении иностранному языку – обучение ИЯ посредством коммуникации, в ситуациях реального общения. Коммуникативное обучение играет немаловажную роль в иностранных языках. КМО является нелинейным процессом, сложноорганизающееся системой. Все процессы в КМО протекают хаотично и неравномерно, так как у студентов возникают порою проблемы и трудности. В качестве синергетического фактора в КМО применим UFLAZ-методику, так как эта методика ранее учеными-практиками и теоретиками не применялась, а также учеными вопрос о синергетическом подходе к КМО был не полностью раскрыт.
UFLAZ-методика состоит из несколько видов упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей студентов [2]:
U – uberfliegen – беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок (подзаголовки, иллюстрации, начало и конец текста) и по нему определить тему и общее содержание текста;
F – Fragen – вопросы. Задать себе вопросы типа «Что я знаю по этой теме», «Чего я ожидаю от этого текста»;
L – Lesen – чтение. Чтение текста с карандашом (маркером) в руках, в процессе которого фиксируются «островки понимания»;
А – Aufschreiben – записи. Фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов и т.п.;
Z – Zusammenfassen – обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания.
Упражнения на лучшее понимание содержания |
Концентрация на ключевых словах, краткое обобщение, составление таблиц, составление плана-конспекта предложенной информации |
Упражнения на проверку понимания содержания |
«Множественный выбор», упражнения на упорядочивание информации |
Упражнения репродуктивного характера |
Выполнение задания по образцу, заполнение пропусков, дополнение предложений |
Упражнения репродуктивно-продуктивного характера |
Подготовить доклад, составить «разветвленный диалог», пересказать своими словами содержание текста, составить текст с опорой на ключевые слова |
Использование ИЯ в свободной коммуникации |
Комментирование, ролевая игра, высказывание своего мнения |
UFLAZ-методика является эффективной в коммуникативном обучении ИЯ, так как с помощью разных заданий работы над текстом способствует упорядочиванию процессов, КМО с применением синергетического подхода работает более слаженной системой. Данная методика может применяться в обучении иностранным языкам в медицинских вузах.