Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

В настоящее время все более актуальным вопросом становится обучение иностранным языкам. Развитие методов обучения иностранным языкам исследовались в работах И.А. Зимней, И.В. Рахманова, С.К. Фоломкиной, Н.И. Геза, В.Э. Раушенбаха, Е.Г. Веделя, И.Д. Салистры, а также в работах других авторов. Однако в них не наблюдается соединения самого предмета обучени – коммуникативной системы с методами его обучения и освоения[1]. О важности такого соединения говорят следующие факторы:

– влияние научно-технической революции, заострившей потребность в специалистах, практически владеющих иностранными языками;

– возрастающая неудовлетворенность учащихся в конечных результатах процесса обучения предмету;

– достижения науки, предложившей новые взгляды на язык, речевую деятельность;

– совершенствование материально-технической базы учебно-воспитательного процесса, перерастающей во многокомпонентную функционально-психологическую среду, как аналог естественной языковой среды для учащихся;

– повсеместно обнаруживающее себя и одновременно нарастающее стремление учителей и преподавателей к овладению более эффективной методикой, способной гарантировать выполнение программных требований в рамках нормативного курса обучения;

– расширяющийся опыт применения различных вариантов оптимизированной методики в ряде вузов, школ, на курсах различных типов, дающий ощутимый практически – речевой, образовательный, развивающий и идейно-воспитательный эффект.

Одним из главных факторов в обучении иностранному языку – обучение ИЯ посредством коммуникации, в ситуациях реального общения. Коммуникативное обучение играет немаловажную роль в иностранных языках. КМО является нелинейным процессом, сложноорганизающееся системой. Все процессы в КМО протекают хаотично и неравномерно, так как у студентов возникают порою проблемы и трудности. В качестве синергетического фактора в КМО применим UFLAZ-методику, так как эта методика ранее учеными-практиками и теоретиками не применялась, а также учеными вопрос о синергетическом подходе к КМО был не полностью раскрыт.

UFLAZ-методика состоит из несколько видов упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей студентов [2]:

U – uberfliegen – беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок (подзаголовки, иллюстрации, начало и конец текста) и по нему определить тему и общее содержание текста;

F – Fragen – вопросы. Задать себе вопросы типа «Что я знаю по этой теме», «Чего я ожидаю от этого текста»;

L – Lesen – чтение. Чтение текста с карандашом (маркером) в руках, в процессе которого фиксируются «островки понимания»;

А – Aufschreiben – записи. Фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов и т.п.;

Z – Zusammenfassen – обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания.

Упражнения на лучшее понимание содержания

Концентрация на ключевых словах, краткое обобщение, составление таблиц, составление плана-конспекта предложенной информации

Упражнения на проверку понимания содержания

«Множественный выбор», упражнения на упорядочивание информации

Упражнения репродуктивного характера

Выполнение задания по образцу, заполнение пропусков, дополнение предложений

Упражнения репродуктивно-продуктивного характера

Подготовить доклад, составить «разветвленный диалог», пересказать своими словами содержание текста, составить текст с опорой на ключевые слова

Использование ИЯ в свободной коммуникации

Комментирование, ролевая игра, высказывание своего мнения

UFLAZ-методика является эффективной в коммуникативном обучении ИЯ, так как с помощью разных заданий работы над текстом способствует упорядочиванию процессов, КМО с применением синергетического подхода работает более слаженной системой. Данная методика может применяться в обучении иностранным языкам в медицинских вузах.