Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Проблема повышения промышленной безопасности в условиях прогрессирующего износа основных производственных фондов, особенно на предприятиях химического и нефтехимического комплекса с одновременным снижением темпов обновления этих фондов приобретает все большее значение. Проблему повышения безопасности работ на опасных производственных объектах невозможно решать только административными и инженерными методами. Существенное значение имеет так называемый «человеческий фактор».

К числу наиболее важных факторов личности, обусловливающих возникновение опасности, аварийной ситуации и несчастного случая в производственных условиях, относятся: индивидуально-психологические особенности персонала; его психофизиологическое состояние; уровень профессиональной подготовленности к данному виду деятельности [2, 3].

Одним из важных адаптационных индивидуально-психологических характеристик персонала, сказывающихся на безопасности деятельности, является его нервно-психическая устойчивость (НПУ). НПУ является показателем как психического, так и соматического здоровья персонала. НПУ показывает риск дезадаптации персонала в критических условиях, вызванных внешними или внутренними факторами. Поэтому исследование данного профессионально важного качества является существенным.

Целью исследования является определение у студентов уровня нервно-психической устойчивости.

Для диагностики уровня нервно-психической устойчивости автором статьи использована методика «Прогноз», разработанная в Ленинградской военно-морской академии имени С.М. Кирова [1].

В исследовании участвовали студенты 1-х курсов технологического факультета ФГБОУ ВПО Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) в количестве 32 человека. Средний возраст студентов 19 лет (15 девушек, 17 юношей).

Анализ результатов по оценке уровня нервно-психической устойчивости показывает:

1. 58,76 % студентов имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости, низкий уровень риска дезадаптации в стрессе;

2. 41,24 % студентов имеют удовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости, могут поддаваться нервному срыву, особенно в экстремальных условиях;

3. не выявлено студентов с низким уровнем нервно-психической устойчивости, т.е. склонностью к нервно-психическим срывам.

Проведённое исследование уровня нервно-психической устойчивости у студентов 1-х курсов УГНТУ позволило сделать вывод, что психологическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях производства, отличающихся некоторой долей экстремальности, является существенным компонентом. Поэтому в практике психологической подготовки студентов, профилактики напряжённости и стрессогенности необходимо использовать активные методы, формы и средства обучения, способствующие повышению нервно-психической устойчивости и приобретению знаний, умений и навыков безопасного поведения.

Исследование различных методов и форм профессиональной подготовки специалистов позволило определить наиболее эффективные. Повышение устойчивости к стрессу в действиях студентов, формирование более высокого уровня НПУ максимально эффективно при использовании личностно ориентированной модели образования, включающей в себя проектирование личностно ориентированного содержания образования, применение личностно ориентированных технологий обучения и личностно ориентированных педагогических взаимодействий. Существенное значение имеют игровые методы и формы учебно-познавательной деятельности студентов и, в частности, деловые игры, поскольку:

– в деловой игре задача решается в эмоционально-напряжённой ситуации, которая требует от каждого участника игры мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизиологических способностей;

– соревновательный характер деятельности участников деловой игры позволяет формировать не только профессиональные умения и навыки, но и профессиональные, психофизиологические и нравственные качества личности в условиях выполнения профессиональных обязанностей;

– деловая игра позволяет совместить усвоение теоретических знаний с отработкой практических навыков в условиях, максимально приближённых к реальным.

Кроме того, деловая игра позволяет наряду с углублённой дифференциацией и индивидуальным подходом использовать различные приёмы учебной работы, направленные на совершенствование уровня НПУ студентов.