Вопросы управления познавательной активностью студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Управление активной и сознательной познавательной деятельностью студентов предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: подготовки; организации деятельности студентов; стимулирования активности и самостоятельности студентов; контроля, оценки и анализа результатов решения педагогической задачи. При этом, основным этапом педагогического управления является осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности студентов.
В связи с этим целью исследования является определение педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов на всех этапах учебного познания.
Проведённое исследование показало, что управление познавательной активностью студентов с использованием средств стимулирования будет происходить успешно при обеспечении следующих педагогических условий: обогащении содержания профессионального образования в контексте современной концепции политехнической подготовки специалиста; реализации модульно-рейтинговой технологии обучения, где собственная учебно-познавательная деятельность студента рассматривается в качестве основного условия его профессиональной подготовки; целенаправленном использовании активных методов и форм обучения, в наибольшей мере способствующих формированию творчески активной личности [1].
Обогащение содержания профессионального образования за счёт включения в него психолого-педагогических, социально-экономических и других «нетрадиционных» аспектов современного производства в контексте современной концепции политехнической подготовки, как показывает исследование, обеспечивает более высокий уровень познавательной и творческой активности студентов в области техники и технологии, экономики и организации современного производства.
Обогащение содержания изучаемых дисциплин, проводимых мероприятий в контексте современной концепции политехнической подготовки обеспечивается путём включенностью в психологические структуры и профессиональной деятельности студента знаний, умений, навыков и компетенций творческого поведения, нацеленные на инновационное развитие образования, науки, техники и экономики страны.
Модульно-рейтинговая технология обучения, реализуемая в Башкирском государственном аграрном университете, обязательно сопровождается системой контроля и системой оценки усвоения учебного материала студентами в форме рейтинга. Модульно-рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков студентов осуществляется непрерывно, носит публичный характер и определяется на основе учебных достижений студента. Периодический контроль результативности работы, как отдельной группы, так и каждого студента развивает самостоятельность познавательных действий и чувство ответственности у студентов, привносит дух соперничества. Студенты непосредственно ощущают результаты собственного учения.
Опыт педагогической работы показывает, что в практике профессиональной подготовки специалистов акцент необходимо делать на такие компоненты учебно-познавательной деятельности студентов, как самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые направлены на углублённое изучение и освоение учебного материала, на формирование той обратной связи, которая позволяет не только диагностировать наличие новых знаний, умений и навыков, но и решить, какие коррективы следует вносить, чтобы процесс усвоения темы протекал более эффективно. Подчеркнём – необходимо делать, так как психологические новообразования – самоконтроль, самооценка и самоанализ – сами по себе не формируются, а являются специальной задачей процесса обучения.
Исследование показывает, что стимулирование активности и самостоятельности студентов обеспечивается при гибком использовании традиционных и инновационных методов, форм и средств обучения. К активным методам обучения относятся деловые и ролевые игры, семинары-дискуссии, работа с групповыми и индивидуальными проектами и др. [2].
Следует отметить, что значительное повышение активности и самостоятельности студентов обеспечивается, если к перечисленным выше условиям добавить следующие: формирование и развитие мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, актуализация субъективной позиции студентов посредством инициирования их рефлексии, стимулирования личностных достижений и включения в личностно-значимую деятельность.