Современное общество испытывает потребность в подготовке специалистов, способных к саморазвитию. Способность и готовность к саморазвитию рассматривается как основа успешной профессиональной деятельности.
Становится очевидным, что в практике профессиональной подготовки специалистов акцент должен быть сделан на технологии, ориентированные вызвать истинную потребность в саморазвитии, совершенствовании личной картины мира, сознания, внимания, памяти, мышления, воли, творческих качеств [2, 3].
Однако, к сожалению, как показывают исследования, в подготовке специалистов зачастую доминирует ориентация на формирование специальных знаний и умений, при этом профессиональная подготовка недостаточно используется в целях развития личности, способной строить и реализовать собственную авторскую программу саморазвития. Поэтому исследование у студентов уровня стремления к саморазвитию имеет существенное значение.
Целью исследования является определение уровня стремления к саморазвитию студентов разных курсов в процессе обучения.
В работе приводятся результаты исследований уровня стремления к саморазвитию у студентов 1 и 4 курсов факультета агротехнологий и лесного хозяйства ФГБОУ ВО Башкирского государственного аграрного университета (БГАУ).
В исследовании принимали участие 2 группы студентов, обучающихся на 1-ом и 4-ом курсах в составе 15 человек с каждой группы.
При исследовании использован тест-опросник Л.Н.Бережнова «Рефлексия на саморазвитие» [1].
Исследования уровня стремления к саморазвитию у студентов показали:
– у студентов 1 курса уровень стремления к саморазвитию ниже среднего;
– у студентов 4 курса уровень стремления к саморазвитию выше среднего.
Поэтому проведённое исследование уровня стремления к саморазвитию у студентов 1 и 4 курсов БГАУ позволило сделать вывод, что существует взаимосвязь между уровнем саморазвития и годом обучения студентов. По мере освоения образовательных областей и прохождения учебных и производственных практик повышается уровень стремления к саморазвитию.
В этой связи остро стоит проблема формирования и развития у студентов положительной мотивации к профессиональной деятельности и системообразующей потребности в созидательном саморазвитии. Решение этой проблемы видится в создании коммуникативных условий для поддержки самоценной активности студентов, предметных условий для развития самоценных форм активности студентов, как способности к непрерывному самообразованию, к постановке собственных образовательных целей и задач, к выработке собственных образовательных привычек, к самооценке своего образовательного результата. Развитие у студентов потребности в самообразовании и самовоспитании максимально эффективно, как показывает образовательная практика, при использовании методов и форм технологий личностно-ориентированного обучения. Одна из таких форм работы будущих инженеров лесного хозяйства по формированию своего профессионализма – разработка студентом собственной авторской программы саморазвития. Преподаватели различных кафедр, прежде всего психолого-педагогического цикла, выступают в качестве консультантов, предлагают те или иные структурные компоненты, которые могут войти в программу. Конкретная же структура и содержание программы, сроки её реализации определяются самим студентом. Он сам ставит задачи и отвечает за их выполнение. По мере профессионального становления он вносит в неё коррективы. Однако подготовку к составлению такой программы, как показывает опыт педагогов, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путём систематической работы над собой, желательно начинать буквально с первых дней пребывания в вузе. Программа саморазвития будущего инженера лесного хозяйства в самом общем виде включает организацию процесса самопознания, самовоспитания и самообразования.