Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание работы по математическому развитию содержание должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлении о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере материале звучании, количестве, числе, части и целом ритме, темпе, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Вопросы математического развития дошкольников, в частности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, отражены в работах А.В. Белошистой, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, С.Г. Михалевой, Н.И. Непомнящей, М.Ю. Стожаровой, А.А. Столяр, Е.И. Щербаковой и др.

Для того чтобы были реализованы задачи развития математических представлений у детей дошкольного возраста, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует использование разнообразных средств развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Под средствами обучения понимаются совокупности предметов, явлений (В.Е. Гмурман, Ф.Ф.Королев), знаки (модели), действия (П.Р. Атутов, И.С. Якиманская), а также слово (Г.С. Косюк, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин и др.), участвующие непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. Можно сказать, что средства обучения – это источники получения информации, как правило, – это совокупность моделей самой различной природы [6].

Средство обучения, по П.И. Пидкасистому, – это материальный или идеальный объект, который использован воспитателем и воспитанниками для усвоения новых знаний [5].

Е.И. Щербакова отмечает, что каждое средство обучения выполняет свои определенные функции: реализуют принцип наглядности; переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму; способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий; увеличивают объем самостоятельной деятельности детей; интенсифицируют процесс обучения. Так, образ как средство обучения обеспечивает в основном развитие личного опыта ребенка, отраженного в представлениях. Действие обеспечивает формирование умений и навыков. Слово (воспитателя, ребенка и художественное слово) создает возможность формирования обобщенных представлений, абстрактных понятий [6].

Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями. Сделать обучение наглядным – это не только создать зрительные образы, но включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

По мнению А.М. Леушиной, главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Условно она выделяет 2 группы средств обучения: средства, как источник информации средства, как инструмент усвоения учебного материала. Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование. В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Выбор средств обучения, по мнению И.О. Карелиной, зависит от закономерностей и принципов обучения, общих целей обучения, воспитания и развития, конкретных образовательных задач, уровня мотивации обучения, содержания материала, времени, отведенного на изучение того или иного материала, объема и сложности материала, уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков, возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, типа и структуры занятия, количества детей, интереса детей, взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность), материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств, особенностей личности педагога, его квалификации [4].

Использование наглядности в обучении математике необходимо, но следует помнить, что наглядность не самоцель, а средство обучения. Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный. Так, на занятиях по математике широко используются пособия-аппликации (таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной или наклонной плоскости с помощью магнитиков или другими способами), фланелеграф, «Универсальное дидактическое пособие» – плоскостные планшеты с разным количеством карманов, на которых символами изображены задания. Применяя эти планшеты, старших дошкольников можно знакомить с временами года, закреплять геометрические, величинные и другие представления.

«Математический планшет» используется для постижения азов геометрии, а также для развития мелкой моторики. Это поле со штырьками для рисования резиночками. С помощью его формируется исследовательская деятельность ребенка, происходит психосенсомоторное когнитивное (познавательное) развитие и развитие творческих способностей.

В настоящее время особая роль отводится при обучении элементарной математике дошкольников дидактическим средствам: логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера. Эти дидактические средства используются в разных странах. Счетные палочки Кюизенера, которые широко используются при формировании понятий о числе и арифметических действиях. В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или».

Нельзя забывать и о познавательных книгах математического содержания и рабочих тетрадях для дошкольников, компьютерных играх и учебно-методической литературе для педагогов и родителей.

Е.В. Колесникова, автор парциальной программы «Математические ступеньки», предлагает использовать в обучении детей малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, считалки и др.).

В.А. Лаптева предлагает использовать музыкально-математические средства, одновременно выполняющие и «заинтересовывающую», и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Основой методики В.А. Лаптевой являются математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий. Песенки, обучающие различным способам счета: двойками, тройками, пятерками, десятками. Песенки о временных отношениях: сутках, неделе, месяце, годе, временах года; и о пространственных отношениях: метре, дециметре, сантиметре, площади, периметре и т. д. Фундаментом математических знаний является счет, который можно закрепить, используя считалки. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки («Зайчик», «Бука», «Ехала телега», «Порядковый счет»). Также музыкально-математические средства одновременно выполняют и «заинтересовывающую», и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников [2].

Таким образом, все выше перечисленные средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Использования разнообразных средств обучения в процессе развития математических представлений у дошкольников влияют на качественные изменения в познавательной деятельности ребенка.