Формирование комплекса государственных мер на федеральном уровне должно опираться на тенденции и противоречия развития промышленного комплекса в отраслевом и территориальном разрезе. Эффективное развитие регионов Южного федерального округа должно быть построено вокруг отраслевых драйверов промышленного роста, которые будут выполнять роль центров, притягивающих к себе ресурсы и формирующих процессы социально-экономического успеха региона. В связи с этим необходимо рассмотреть геоэкономическое пространство Южного федерального округа с позиции его потенциала образовывать центры отраслевого промышленного роста, на которые и должен быть нацелен акцент государственной регулятивной политики.
В современных условиях системного производственно-экономического кризиса и снижения количества и качества производительных сил актуальным является объективная оценка результативности развития регионального промышленного комплекса. Промышленный комплекс играет особо важную роль в экономике региона. В нем создается материальная основа для инновационных и инвестиционных процессов [4]. От уровня развития промышленного комплекса зависят темпы научно-технического прогресса и экономического роста [1].
Для формирования тенденций развития промышленного комплекса региона на субфедеральном уровне необходимо изначально определить потенциал конкурентного роста (факторы конкурентных региональных преимуществ) Южного федерального округа, а затем синхронизировать с противоречиями развития промышленного комплекса в отраслевом разрезе [5].
Таблица 1
Оценка степени проявления факторов конкурентного лидерства в регионах ЮФО
Фактор конкурентного лидерства |
Респ. Адыгея |
Респ. Калмыкия |
Красно-дарский край |
Астрахан-ская область |
Волгоград-ская область |
Ростовская область |
Природно-климатические |
9 |
4 |
10 |
8 |
8 |
8 |
Геоэкономические |
5 |
6 |
10 |
9 |
9 |
10 |
Инфраструктурные |
6 |
5 |
9 |
6 |
7 |
8 |
Стоимость трудовых ресурсов |
8 |
9 |
5 |
8 |
7 |
7 |
Объемы внутреннего потребления |
6 |
5 |
10 |
7 |
7 |
90 |
ИТОГО: |
34 |
29 |
44 |
38 |
38 |
42 |
Источник: Составлено автором на основании аналитических исследований [3].
Вышеприведенные факторы конкурентного лидерства регионов ЮФО, являются значимыми, но их проявление на субфедеральном уровне весьма неоднозначно в региональном разрезе, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.
Как видно из таблицы, факторы конкурентного лидерства неоднородны, что также содействует появлению поляризации социально-экономического развития регионов ЮФО.
К основным тенденциям развития промышленного комплекса Южного макрорегиона относятся:
- Усиление диспропорции в межотраслевой структуре производства: низкая доля промышленности и высокая сельского хозяйства, несмотря на то, что ЮФО и находится в зоне рискованного земледелия.
- Рост объемов выпуска промышленной продукции.
- Тенденция декапитализации основных отраслей промышленности реализуется по нескольким направлениям: технологическое (старение и износ основных фондов), организационное (разрыв хозяйственных связей, в том числе технологических «цепочек», как формы капитала), кадровое (дефицит специалистов высокой квалификации по причине низкой оплаты труда в промышленности и АПК), инвестиционное (недостаток финансовых средств). Слабо выраженная тенденция обновления основных фондов.
- Тенденция сокращения численности занятого населения и негативное изменение отраслевой структуры.
- Сильная дифференциация субъектов хозяйства по уровню социально-экономического развития, наличие депрессивных, стагнирующих регионов, своеобразных «точек бедствия», чем обусловлен неоднородный характер экономического пространства макрорегиона. За исключением Краснодарского края и Ростовской области, регионы Юга РФ имеют инвестиционный потенциал ниже среднего по стране. Так, мезохозяйства республик Адыгея и Калмыкия находятся в состоянии длительного застоя при низкой интенсивности экономической деятельности, характеризуются низкой степенью диверсификации промышленности, слаборазвитой инфраструктурой, деградировавшей социальной сферой. В целом настоящий период характеризуется повышенным уровнем инвестиционной активности. Показатель инвестиционной обеспеченности Южного федерального округа в расчете на душу населения занимает 4 место по РФ за 2015 г.
- Тенденция инертности в процессах инновационной модернизации промышленности, транспорта, связи. Увеличение доли выпуска сырья и полуфабрикатов и снижение доли выпуска конечной наукоемкой продукции.
- Тенденция роста инвестиций в основной капитал. Значительные объемы инвестиций в основной капитал направлялись на осуществление деятельности в сфере развития добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (13,3 %), трубопроводного транспорта (10,3 %), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (9,0 %).
- Тенденция дифференциации Юга России по инвестиционной привлекательности. Так, в 2015 г. Краснодарский край и Ростовская входили в «десятку» лучших российских регионов, два субъекта ЮФО занимали место во второй половине, а остальные два – республика Адыгея и республика Калмыкия - находились в десятке аутсайдеров. На данный момент, по благоприятности инвестиционного климата и уровня инвестиционного риска Краснодарский край и Ростовская область остаются в «десятке» лучших.
Как тенденции, так и противоречия развития промышленного комплекса Южного федерального региона также неоднородны и вызывают процессы поляризации геоэкономического пространства, как на региональном, так и на субфедеральном уровне.
Важнейший внешний геополитический вызов – динамичное развитие стран-соседей, усугубление страновой специализации и закрепление за экономикой ЮФО вспомогательной функции в мировом экономическом пространстве (пусть даже в причерноморском масштабе)[2].
Другой вызов – это неэффективная структура экономики регионов ЮФО с позиции производительности труда и акцентах в развитии на низкопроизводительных секторах экономики (сельское хозяйство, агропромышленное производство и пр.).
Третьим вызовом является высокая степень монополизации рынка, качество потребительской среды и дивиденды, получаемые от благоприятного геоэкономического положения. Монополизация рынка приводит к замедлению процессов конкуренции. Потребительский сектор, отличается невысокой требовательностью к качеству местного продукта и сервиса, что в долгосрочной перспективе оборачивается низким конкурентным статусом товаров, произведенных в регионах округа. Хорошее геоэкономическое положение создает предпосылки для роста норм прибыли в секторах международной торговли и логистики, обусловливает прирост платежеспособного спроса (опережающего предложение), что также сказывается на конъюнктуре и качестве потребительского рынка.
Главный геополитический риск (наиболее существенная внешняя угроза безопасности) связан с близостью зон потенциальных конфликтов в Кавказском макрорегионе.
Большую угрозу представляет неоднородный состав и структура населения регионов ЮФО как по возрастному, так и по образовательно-квалификационному уровню, что в ряде случаев будет служить барьером для развития инноваций и высокопроизводительных отраслей региональной экономики.
Еще одной угрозой эффективного развития регионов ЮФО можно назвать достаточно высокий уровень развития теневой экономики, низкую налоговую дисциплину, что в достаточной мере снижает потенциал региональных властей финансировать инфраструктурные проекты регионального развития. Деструктивное воздействие теневого сектора может составить заметную угрозу национальной безопасности страны и личной безопасности ее граждан.
Вместе с тем на развитие Южного федерального округа и его регионов заметное влияние (прежде всего в краткосрочной и среднесрочной перспективе) будут оказывать также возникающие противоречия, препятствующие устойчивому экономическому росту. В современных условиях противоречия регионального экономического развития следует рассматривать как источники экономического роста.
Можно выделить пять групп противоречий, присущих единому процессу социально-экономического развития региона:
- региональные общевоспроизводственные противоречия;
- целевые;
- межфазовые;
- территориально-отраслевые;
- пространственно-временные противоречия
Все они тесно взаимоувязаны, изменение количественной или качественной характеристики одной группы противоречий неминуемо ведет к изменениям во всех других группах. Каждая отдельная группа имеет специфические черты, определяющие ее место в общем, процессе и представляющие свои требования к формам и методам реализации стратегических целей хозяйственной политики.
К основным противоречиям развития промышленного комплекса ЮФО относятся:
- Рост объемов промышленного производства, при неуклонном снижении работоспособности основных фондов промышленных предприятий (износ основных фондов).
- Увеличение предложения финансовых ресурсов на региональном финансовом рынке, при увеличении доли собственных средств в структуре финансирования капитальных вложений.
- Рост прибыли предприятий, выпускающих полуфабрикаты и промежуточную продукцию, при отсутствии тенденции перехода на выпуск конкурентоспособной конечной продукции.
- Наличие развернутой ресурсной базы в регионе для производства конечной продукции, при сырьевой структуре регионального экспорта.Таким образом, территория Южного федерального округа как субфедеральная социально-экономическая система имеет определенные тенденции, а также противоречия и сдерживающие силы для развития промышленного комплекса региона. Данная система неоднородна по природно-климатическим условиям, потенциалу развития экономики, геоэкономическому положению и прочим факторам социально-экономического развития. Основой развития регионов ЮФО должен стать подход, основанный на формировании генераторов отраслевого ускоренного роста и процессов государственного регулирования. Для этого необходимо выделить базовые отрасли, которые могут стать как основой региональной специализации, так и локомотивами отраслевого регионального развития, концентрируясь в центрах территориально-интегрированных отраслевых структуры (например, отраслевых кластеров).