Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ENTREPRENEURSHIP IN THE THEORIES OF R. CANTILLON, MARX, VEBLEN, AND SCHUM-PETER: A COMPARATIVE ANALYSIS

Grubenkova D.O. 1
1 JSCB "Primorye"
This article reveals the meaning of the entrepreneurship theory in the representation of Richard Cantil-lon, Karl Marx, Thorstein Veblen and Joseph Schumpeter. It brings out the main features and the comparative analysis of the entrepreneurship theory from the XVIII to XX century. Each of economists meant by entrepre-neurship slightly different concepts, in this article, the author shows what is the difference and the similarities be-tween the points of view of Cantillon, Marx, Veblen, and Schumpeter.
economics
entrepreneurship
main features
market economy
risk
responsibility.

В настоящее время предпринимательство играет очень важную роль в странах с развитой экономикой, поэтому становится важным понять механизмы работы данного вида деятельности. Необходимо понять на чем она основывалась и что в ней выделяли Кантильон, Маркс, Веблен и Шумпетер. Так как данные экономисты в некотором роде являются родоначальниками предпринимательской теории, а Ричард Кантильон сам им являлся, то станет ясна сущность этого вида деятельности в его первоначальной форме.

Мировоззрение Ричарда Кантильона

Предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, которые объясняют его сущность. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII – начала XVIII веков Ричард Кантильон в «Эссе (очерке) о природе торговли вообще». В занимающей всего лишь пять страниц главе XIII своей книги Кантильон впервые высказал мнение, что предприниматель – это человек, который покупает по известной цене, а продает по неизвестной и, следовательно, действующий в условиях риска. Источником богатства Ричард Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость экономических благ. К предпринимателям он относил не только купцов и ремесленников, но и фермеров (цена на их продукт неизвестна, так как она зависит от урожая), а также воров и разбойников. Также автор утверждал, что предпринимателю необязательно что-либо производить или заниматься данной деятельностью на свои деньги. Предпринимательству он отводил первостепенную роль в развитии экономики, но четко различал капиталистов и предпринимателей[2].

Видение Карла Маркса

Карл Маркс в своем труде «Капитал» предпринимателя отождествляет с капиталистом, но, по его мнению, не всякий предприниматель является капиталистом. И многие возможно согласятся с ним, ведь капиталист — это человек который занимаясь частной собственностью получает прибыль. Он делил их на активных, или функционирующих предпринимателей и капиталистов-кредиторов. Первые получают прибыль за вычетом процента или предпринимательский доход, вторые – процент, являющийся платой за предоставленный кредит. Значит, прибыль делится на две части. Но если процент приходится на долю собственности на капитал, то предпринимательский доход активный капиталист получает исключительно из операций и функций, которые он совершает в процессе воспроизводства в отраслях, создающих продукт или оказывающих услуги. Это разграничение двух частей прибыли заключается в том, что процент есть плод капитала самого по себе, плод собственности на капитал, независимо от процесса производства, а предпринимательский доход - плод капитала действующего в процессе производства, и поэтому плод той активной роли, которую лицо, применяющее капитал, играет в процессе воспроизводства.

Делая вывод из выше прочитанного, мы можем сказать, что Маркс под предпринимательством понимал разнообразные экономические формы вплоть до возможности предпринимательства без обладания собственностью. Также он подчеркивал, что функцией предпринимательства полагается осуществление инноваций и исполнение данной функции связывается с особенностями личности предпринимателя. Но Маркс отводил ему пассивную роль, поскольку предпринимательской функцией является лишь вкладывание капитала в средства производства, реализации бизнес идей или организации собственного дела, чтобы в дальнейшем это приносило прибыль в денежном эквиваленте, а роль капиталиста сводится к эксплуатации труда [1].

Идеология Торстейна Веблена

Американский экономист Торстейн Веблен в своей книге «Теория праздного класса» сравнивает деловое предприятие, под которым он подразумевает предприятие с машинным производством, и бизнесмена. Четкого определения предпринимательства нет, но мы все же постараемся разобраться, что же все-таки Веблен понимал под этим термином. Изучив механизмы работы деловых предприятий и бизнесменов, он говорит о том, что раньше, когда еще не сформировался режим машинной индустрии деловые предприятия занимались коммерческой деятельностью – той или иной формой торговых или банковских операций, а по сравнению с современным бизнесменом крупный бизнесмен былых времен занимался спекулятивной куплей и финансовыми стратегиями. С приходом машинной индустрии все изменилось, но методика ведения бизнеса не претерпела фундаментальных изменений в отличие от промышленного производства, так как основывалась на праве собственности. Для бизнесмена, ставящего своей целью извлечь доход не имеет значения оказывают ли его операции воздействия на систему, поскольку именно изменчивость ситуации порождает прибыль этого класса. Отрицательная для общества деятельность может оказаться столь же прибыльной для бизнесмена и нанятых им работников, как и труд, который вносит значительный вклад в производство совокупных средств к существованию [5].

Убеждения Йозефа Шумпетера

Йозеф Шумпетер напротив говорил о том, что предприниматель не несет никаких рисков (в этом мы уже видим отличие от мнения Кантильона), и вообще не является профессией или отдельным классом. Автор лишь выделяет предпринимательскую функцию, которая состоит в осуществлении организационно-хозяйственной инновации. В 1911 году вышла в свет книга Шумпетера «Теория экономического развития», в которой он подробно описывает предпринимательскую функцию и её составляющие. Анализируя предпринимательство, он приходит к выводу, что предприниматели занимаются «осуществлением новых комбинаций» для повышения производительности. Йозеф Шумпетер выделял пять типичных предпринимательских новшеств:

  1. изготовление нового, раннее неизвестного потребителю блага, или создание нового качества того или иного продукта;
  2. внедрение нового, т.е. внедрение в какую-либо отрасль промышленности нового метода или способа производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие;
  3. освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором данная отрасль промышленности еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок или нет;
  4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов, независимо от того существовал этот источник раньше, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его только предстояло создать;
  5. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения [4].

Также Шумпетер ввел в научный оборот термин «инновация», как новую экономическую категорию. По мнению Шумпетера предприниматель является новатором, а его деятельность новаторством, так как он использует новшества, для получения сверхприбыли [3].

Сравнительный анализ предпринимательских теорий

Ниже представлена таблица, в которой сравниваются основные положения теорий авторов по теме данной статьи.

Таблица 1. Сравнительный анализ предпринимательства в теориях Ричарда Кантильона, Карла Маркса, Торстейна Веблена, Йозефа Шумпетера.

Имя экономиста

Ричард Кантильон

Карл Маркс

Торстейн Веблен

Йозеф Шумпетер

Какое значение придавал предпринимательству

Придавал первостепенное значение в экономике

Отводил пассивную роль

Считал таким же важным, как и деловое предприятие

Не считал двигателем процесса

Разграничивал ли «капиталистов» и «предпринимателей»

да

да

нет

нет

Выделял рискованность как особую черту

да

нет

да

нет

Труд, посвященный предпринимательству

Очерк о природе торговли вообще

Капитал

Теория делового предприятия

Теория экономического развития

 

Сравнительный анализ, представленный в таблицу, позволяет сделать следующие выводы:

  1. каждый из экономистов имел свое мнение и отводил либо приоритетное, либо второстепенное значение предпринимательству в экономике;
  2. сравнивали с различными факторами производства, например, Ричард Кантильон говорил о том, что предприниматели это есть фермеры и ремесленники, а Карл Маркс отождествлял капиталистов с предпринимателями, некоторые разграничения есть, но они не колоссальны, так как Ричард Кантильон вообще не считал предпринимателей капиталистами, Торстейн Веблен сравнивал деловое предприятие и бизнесменом, и бизнесом;
  3. некоторые из экономистов, поняв точную суть данного термина оценивали риск как важный фактор предпринимательства.

Эволюция взглядов на экономическую сущность предпринимательства позволяет сделать вывод о наличии фундаментальной основы для раскрытия сущности, свойств и функций предпринимательства. Но в теории предпринимательства существуют многочисленные методологические проблемы, которые приводят к вводящим в заблуждение результатам и являются предметом научных дискуссий [6, 7, 8].