ВВЕДЕНИЕ: синдром эмоционального выгорания - это состояние, развивающееся вследствие хронического стресса, приводящее к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Данный синдром характерен для тех профессий, главным постулатом которых является бескорыстная забота о благополучии других (социальные работники, врачи и др.). Эмоциональное выгорание у анестезиологов-реаниматологов отмечается в 7 раз чаще, чем у других специалистов [1]. Очень ранимой у анестезиологов-реаниматологов оказывается не только психоэмоциональная сфера, но и сердечно-сосудистая система - у специалистов данного профиля в 4 раза чаще и на 8 лет раньше, чем у дерматологов, развивается стенокардия [2]. Согласно мнению социального психолога В.В. Бойко можно выделить три фазы синдрома эмоционального выгорания: « фаза напряжения», «фаза резистенции», «фаза истощения» , а также 12 симптомов, которые характеризуют эти фазы: 1. Фаза напряжения – истощение как эмоциональное так и физическое, неудовлетворенность собой, чувство «загнанности в клетку», чувство тревоги и депрессии, жалобы на головные боли и общее недомогание; 2. Фаза резистенции - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально - нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, отрицательное и обезличенное отношение к коллегам; 3. Фаза истощения - эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения [3]. Синдром эмоционального выгорания соотносится с третьей стадией общего адаптационного синдрома по Г.Селье – стадией истощения. Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности - человек полностью поглощен работой, из поля его внимания исключены потребности, не связанные с работой, индивид забывает о собственных нуждах. Следующей является фаза истощения, которая характеризуется чувством перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувством усталости, которое сохраняется и после ночного сна. К признакам психических нарушений, присутствующим при синдроме эмоционального выгорания можно отнести следующие: утрата ясности мышления, возникновение трудностей концентрации внимания. 1.Отрицательное воздействие на соматическое здоровье; 2. При синдроме выгорания также отмечается нарушение регуляции в гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе [4]. Социальные последствия синдрома эмоционального выгорания следующие: 1. увеличение числа конфликтов на работе и дома 2. ухудшение качества выполнения работы, утрата творческого подхода к решению задач; 3. Увеличивается число профессиональных ошибок; 4. Возникают тенденции к переходу на другую работу, смене профессии [5].
ЦЕЛЬ: изучение степени выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности анестезиолога-реаниматолога.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: было проведено исследование среди врачей отделений анестезиологии – реанимации ГБУЗ ККБ №1 им. проф. Очаповского. В больнице функционирует 9 реанимационных отделений, коечный фонд которых в общей сумме равняется 200. Исследование проводилось посредством анкетирования. В исследовании в приняло участие 20 респондентов. Анкета включала в себя 9 вопросов (вопросы анкеты представлены в таблице 1).
Таблица 1
1 |
Чувствуете ли вы себя подавленно, приходя домой после дежурства? |
2 |
Ваш стаж работы в реанимации? |
3 |
У вас возникают мысли о смене профессии? |
4 |
Отмечаете ли вы в последнее время ухудшение своего соматического здоровья? |
5 |
При неблагополучном исходе реанимационных мероприятий, испытываете ли вы чувство вины, несмотря на то, что сделали все от вас возможное? |
6 |
Ваше семейное положение. |
7 |
Испытываете ли вы проблемы в общении с людьми? |
8 |
Вы курите? |
9 |
Склонны ли вы к употреблению алкоголя? |
Данное анкетирование позволило дополнить общую картину представлений о СЭВ, а также расширить поле для последующего теоретического анализа. Для диагностики синдрома эмоционального выгорания был использован личностный опросник В.В. Бойко. Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение», а также обозначить основные симптомы, характерные для той или иной фазы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ: возраст респондентов: 29 лет – 10%, 51 год – 5%, 55 – 5%, 35 лет – 5%, 32 года – 15%, 45 лет – 20%, 44 года – 10%, 30 лет – 20%. Проведя анкетирование, мы получили следующие результаты: 1. после дежурства чувства подавленности испытывало 80% респондентов; 2.Стаж работы в реанимации у 10% составлял от 1 – 5 лет, у 10% более 20 лет, 10 – 20 лет у 50% и стаж работы 5 – 9 лет у 20%; 3. 40% респондентов думало о смене профессии; 4. 60% отмечало ухудшения в своем соматическом здоровье 5. 10% признало в том, что при неблагоприятном исходе реанимационных мероприятий, чувство вины долгое время не покидало их; 6. Семейное положение: 50% опрошенных не состояли в браке и предпочитали одинокий образ жизни, 10% не состояли в браке, но были нацелены на создание крепкой семьи, 40% состояло в браке и имело детей. 7. Проблемы в общении с людьми испытывали 40% респондентов; 8. Склонность к курению была отмечена у 80%; 9. 5% респондентов ранее проходили курс лечения от алкогольной зависимости, воздерживались от употребления алкоголя 30%, склонность к употреблению алкоголя после дежурства была отмечена у 20% и 45% употребляли алкоголь достаточно редко.
Использование личностного опросника Бойко В.В. позволило нам установить, в какой фазе развития стресса находились респонденты, а также диагностировать наличие тех или иных симптомов, которые имели место: 1.У 50% была определена фаза «резистенции». Отмечалась симптоматика, характерная для данной фазы: эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; 2. У 30% была отмечена фаза напряжения. Отмечались такие симптомы, как переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия. Выраженность симптомов у каждого, отдельно взятого, индивида была различна: переживание психотравмирующих обстоятельств и неудовлетворенность собой - 50%, тревога и депрессия – 40%, загнанность в клетку – 10%; 3. У 20% респондентов отмечалась симптоматика, характерная для фазы истощения. У респондентов была отмечена единая симптоматическая картина: психосоматические и психовегетативные нарушения и эмоциональная отстраненность были выявлены у всех респондентов.
При интерпретации результатов были отмечены определенные корреляционные взаимодействия между отдельными показателями: 1. В 10% случаев маленький стаж работы (1-5 лет) характеризовался фазой «резистенции»; 2. В 2% случаев стаж работы 10 – 20 лет коррелировал с наличием в прошлом алкогольной зависимости; 3.У респондентов со стажем работы более 20 лет в 50% случаев отмечались признаки фазы «истощения».4. Респонденты, у которых была определена фаза истощения в 40% случаев предпочитали одинокий образ жизни; 5. В 30% случаев определение симптомов у респондентов, которым было свойственно чувство подавленности после дежурства, позволило диагностировать фазу «напряжения»; 6. В 30% случаев фаза «напряжения» сочеталась с присутствием коммуникативных проблем у респондентов; 7. Мысли о смене профессии были отмечены в 60 % случаев у людей с небольшим стажем работы.
ВЫВОДЫ: в ходе исследования нами было установлена четкая взаимосвязь между стажем работы врача анестезиолога-реаниматолога и определенной стадией стресса - фаза истощения (СЭВ) в половине случаев был установлена у лиц со стажем работы 20 лет и более). Разрушительное действие синдрома эмоционального выгорания так или иначе проявляется во всех областях жизни индивида (ограничение коммуникативных возможностей, появление склонности к вредным привычкам и т.д.) Актуальным представляется вопрос профилактики синдрома эмоционального выгорания так как легче предотвратить болезнь чем бороться с ней. В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует: стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки, учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, проще относиться к конфликтам на работе, не пытаться быть лучшим всегда и во всем, овладение умениями и навыками саморегуляции, профессиональное развитие и самосовершенствование, уход от ненужной конкуренции, эмоциональное общение, поддержание хорошей физической формы. Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.