Экономическое равновесие является базовым понятием в области экономической теории. На микроэкономическом уровне дисбалансы субъектов хозяйствования сводятся к поиску путей повышения их устойчивости и широко исследуется отечественными учеными [1, 5, 6]. На макроуровне изучаются факторы, которые приводят национальные экономические системы к различным циклическим колебаниям. Данная тема была, есть и всегда будет актуальна. В данной статье будут рассмотрены варианты «идеальной» экономики, ссылаясь на законы Сэя и Вальраса.
Жан-Батист Сэй — французский экономист, представитель классической школы по-литэкономии. Леон Вальрас (1834-1910) Франко-швейцарский экономист, основатель математического направления экономического анализа.
Сэй установил, что совокупный спрос всегда равен совокупному предложению. Вальрас – величина спроса равна величине предложения. Данные законы являются примерами «идеальной» экономики, которой добиться не так уж и просто. Рассмотрим законы поближе.
ЗАКОН СЭЯ — закон, в соответствии с которым реальный совокупный спрос будет автоматически поглощать весь объем продукции, произведенный в соответствии с существующей технологией и ресурсами, в условиях экономики с гибкими ценами. Теория предложена Ж. Б. Сэем в 1803г. Говоря другими словами, такая экономическая ситуация на рынке, когда совокупное предложение может гибко реагировать на изменение совокупного спроса. В свою очередь одним из факторов совокупного спроса является систематическое изменение доходов населения. Однако, можно привести множество примеров, опровергающих данную теорию. Рассмотрим те же 90е года, начало. Сложная экономическая ситуация, характеризующаяся пустыми прилавками магазинов и неимоверными очередями за продуктами: спрос намного превышал предложение. Если рассматривать уже окончание 90х годов, то можно пронаблюдать обратную ситуацию: полные прилавки магазинов, однако люди не могут себе позволить что либо купить, так как не выплачиваются заработные платы. Но эта ситуация возникла в связи со сложным положением в стране.
Если мыслить со стороны настоящего времени, то во многих отраслях производства так же можно увидеть, что многие вещи не востребованы покупателями по тем или иным причинам, что характеризует картину «предложение > спроса». Можно взять еще пример, когда происходят систематические колебания предложения и спроса, например шампанское: под новый год разбирают почти все, после же спрос падает.
Мы рассмотрели примеры на рынке мелкой продукции и сделали тот же вывод, что спрос совсем не равен предложению, и наоборот. Сложно добиться равноправия этих двух величин.
Вальрас рассматривал в своем законе две величины: величина спроса и величина предложения. С моей точки зрения его закон является более подходящим для моих примеров. Однако он рассматривал свой закон немного в другом виде. Разделил всю экономику на домохозяйства и фирмы. Фирмы выступают на рынке факторов как покупатели и на рынке потребительских товаров как продавцы. Домашние хозяйства — владельцы факторов производства — выступают в роли их продавцов и в то же время как покупатели потребительских товаров. Роли продавцов и покупателей постоянно меняются. В процессе обмена расходы производителей товаров превращаются в доходы домохозяйств, а все расходы домохозяйств — в доходы производителей (фирм). Здесь, я полностью согласна с законом. В идеале происходит некий круговорот доходов и расходов, тратят столько же, сколько и приобретают. То есть, цены экономических факторов зависят от размеров производства, спроса, а значит, от цен на производимые товары. В свою очередь, цены на выпускаемые в обществе товары зависят от цен на факторы производства. Последние должны соответствовать издержкам фирм. В то же время доходы фирм должны сочетаться с расходами домохозяйств. То есть, Вальрас создал «идеальную экономику», к которой должен стремиться конкурентный рынок. Но и здесь можно найти свои минусы. Психология людей такова, что люди везде ищут свою выгоду, всегда доходы должны превышать расходы, а таким путем уже не добиться идеальной экономики. На рынке устанавливают цены, совсем не те какие требуются. Учитываются не только расходы на сырье и производство, но и рассматривают цены конкурентов, и извлекая собственную выгоду, уже устанавливают цены. То есть должно быть дешевле чем у конкурентов, но дороже чем затраты на расходы. А это ломает весь закон Вальраса. Выгода должна быть, безусловно, но так чтобы величина предложения не превысила величину спроса.
В каждом законе и нововведении, безусловно, есть свои плюсы и минусы. По данному вопросу я тоже бы хотела перечислить достоинства и недостатки. С моей точки зрения, самый главный недостаток, у приведенных мною законов, заключается в том, что они зависят от многих факторов, например: доходы населения, единица времени, цены на ресурсы, личные интересы, реклама, мода и т.п. То есть, строя, например, свой бизнес по данной схеме, необходимо обращать внимание на очень многие факторы, постоянно меняющиеся, а это уже усложняет сам процесс. Достоинства, всё же, своим весом «давят» все недостатки данных законов, т.к. заключаются в следующем: при данных моделях рынка, экономика выходит на новый сбалансированный уровень, который позволяет беспрепятственно существовать предприятиям, бизнесменам, ИП; смотря о ком говорить. В свою очередь это играет огромную роль в решении тех или иных вопросов построения бизнеса. Ведь если преодолеть все преграды и выстроить все ровно по законам, то в дальнейшем бизнес будет только процветать.
Есть пути решения для функционирования обоих законов, но этого трудно добиться. Чтобы все величины были равны друг другу, нужно устанавливать равновесные цены, такие, что издержки равны доходам, но опять же, кто будет работать не имея выгоды? Нужно осторожно и расчетливо подходить к установлению цен на продукцию, тогда у экономики будет шанс стать «идеальной», то есть такой как у Вальраса или Сэя.