Валютный курс имеет существенное значение для открытых экономик, к числу которых принадлежит и экономика России. Изменение валютного курса, как правило, немедленно воздействует на уровень внутренних цен в результате изменения цен импортируемых товаров в национальной валюте двумя путями. Во-первых, оно влияет на цены импортируемых конечных товаров и услуг; и, во-вторых, оказывает влияние на цены товаров и услуг, производство которых осуществляется внутри страны и включают затраты на импортные компоненты. Вместе с тем изменение валютного курса сказывается на объемах экспорта, что также может повлиять на уровень внутренних цен: при увеличении экспорта при прочих равных условиях цены на экспортные товары внутри страны повысятся, и наоборот. Более того, от валютного курса зависят основные макроэкономические показатели страны, такие как валовый внутренний продукт, темпы экономического роста, инфляция и процентные ставки. Именно поэтому основной целью валютной политики государства является обеспечение устойчивости курса национальной валюты и сбалансированности платежного баланса.
В качестве показателей валютного курса используются несколько переменных. Номинальный валютный курс (nominal exchange rate) – это стоимость единицы одной валюты, выраженная в единицах другой. Он используется для проведения текущих сделок и расчетов, но не является эффективным для оценки состояния экономики и экономического развития страны в долгосрочном периоде, так как не учитывает воздействие инфляции на иностранную и национальную валюты. Существует более информативный показатель - реальный обменный курс (real exchange rate), в расчете которого учитывается изменение уровня цен в национальной экономике и в стране, к валюте которой котируется национальная валюта. Он обобщает соотношения цен широкого набора товаров и услуг одной страны и аналогичного набора в другой стране. Кроме того, реальный обменный курс является базой для анализа макроэкономических условий спроса и предложения в открытой экономике и помогает наиболее адекватно отразить экономические показатели, позволяющие сопоставить издержки на внутреннем и внешнем рынках. Реальный обменный курс также характеризует конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке. Ослабление реального обменного курса является свидетельством снижения цен отечественных товаров по сравнению с мировыми, и, следовательно, роста их конкурентных преимуществ.
Кроме того, Банк России занимается расчетом реального эффективного валютного курса (real effective exchange rate). Он представляет собой соотношение между национальной валютой и валютами других стран, взвешенных в соответствии с удельным весом валютных операций данной страны во внешнеторговом обороте с поправкой на уровень цен. Таким образом, он отражает усредненную динамику движения курса национальной валюты по отношению уже не к одной, а к нескольким валютам, наиболее важным для торговых операций данного государства на мировом рынке. Банк России при построении индекса эффективного курса рассчитывает среднее геометрическое двусторонних курсов с весами, равными долям основных стран – торговых партнеров РФ – во внешнеторговом обороте России. Для дефлирования номинальных курсов используется индекс потребительских цен.
В таблице 1 представлено распределение стран по группам в соответствии с их долей во внешнеторговом обороте России.
Таблица – 1 Группировка стран – внешнеторговых партнеров РФ
|
Удельный вес в индексе реального эффективного курса рубля |
Итого |
|||
Менее 1% |
1-2% |
2-4% |
Больше 4% |
||
Количество стран |
12 |
9 |
7 |
8 |
36 |
Источник: Статистика Банка России от 6 февраля 2015 года
Большая часть стран, валюты которых учитываются при расчете реального эффективного курса, во внешней торговле с Россией имеют долю менее 4 %. Восьмеркой стран, удельный вес которых в индексе реального эффективного курса рубля превышает 4 %, являются Китай, Нидерланды, Германия, Италия, Украина, Беларусь, Япония и Турция, а их общая доля во внешнеторговом обороте России в 2015 г. составила 58,52%.
Таким образом, индекс реального эффективного валютного курса является основным показателем, характеризующим динамику основных валют и изменение конкурентоспособности стран на мировом рынке - повышение реального эффективного курса национальной валюты ведет к ухудшению конкурентного положения: экспорт становится дороже, а импорт дешевле.
Как было отмечено выше, в экономической литературе существует множество отечественных и зарубежных работ, посвященных выявлению взаимосвязей между валютным курсом и уровнем совокупного выпуска национальной экономики. Разные исследователи, используя различные теоретические модели и опираясь на различные эмпирические данные, приходят иногда к диаметрально противоположным выводам. Следовательно, вопрос о характере и степени влияния девальвации на динамику производства и реального ВВП по-прежнему остается открытым.
Одно из исследований, посвященных оценке влияния валютного курса на совокупный выпуск в России, провели Т.В. Евдокимова, А.В. Зубарев и П.В. Трунин [2]. Авторы построили модель, которая оценивает характер влияния валютного курса на динамику производства в целом в российской экономике, а также в отдельных отраслях в период между кризисами 1998 и 2008 гг. В рамках своего исследования они установили, что значимое статистическое влияние изменения реального валютного курса на совокупный объем производства отраслей российской промышленности в 2001–2008 гг. отсутствует вопреки достаточно широко распространенному мнению о негативном влиянии динамику российского ВВП укрепления рубля. Следовательно, в российских условиях говорить об однозначном доминировании положительных или отрицательных эффектов от укрепления валютного курса невозможно. Тем не менее, были выявлены группы отраслей, выигрывающих (металлургия, легкая промышленность и автомобильная промышленность) и проигрывающих (топливно-энергетический комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность) от укрепления реального курса, а также не зависящих от данного фактора. Авторы отмечают, что полученные ими результаты свидетельствуют в пользу гипотезы об изменении характера влияния реального курса на экономическую активность после кризиса 2008, однако небольшой период наблюдения пока не позволяет получить качественные статистические данные и полностью подтвердить или опровергнуть ее.
Немного другие результаты получают С. Смирнов, Е.Балашова, Л.Посвянская [3]. Они исследовали степень вовлеченности различных видов экономической деятельности во внешнюю торговлю, рассчитав отношение их стоимостного объема экспорта и импорта к стоимостному объему промышленного выпуска, пересчитанному в доллары по среднегодовому курсу, и, выделив самые крупные отрасли, отсортировали их на ориентированные на экспорт, импорт и смешанные, так как именно они могут сильно зависеть от колебаний валютного курса. Соотношение величины экспорта и импорта стало критерием определения типа внешнеторговой ориентации отрасли. При превышении экспорта над импортом более чем в пять раз отрасль была классифицирована как экспортоориентированная; при их обратном соотношении — импортоориентированная. Если же соотношение показателей не превышало двух-трех раз, то отрасль классифицировалась как отрасль смешанного типа. При этом, среди отраслей, ориентированных на экспорт, (13 промышленных и 2 непромышленных) представлены подотрасли ТЭК, черной и цветной металлургии, первичной обработка древесины, производства минеральных удобрений; из сельского хозяйства — производство зерна. К отраслям, зависимым от импортной продукции относятся, прежде всего, фармацевтика, пищевая промышленность и машиностроительный комплекс, в котором особенно выделяются оборудование для металлургии, добычи полезных ископаемых и строительства.
По результатам исследования около 45% промышленного производства приходится на долю отраслей, специализирующихся на экспорте, которые в большей степени зависят от состояния международных рынков и цен на их продукцию нежели от валютного курса. Однако при ухудшении мировой конъюнктуры именно они запускают падение рубля. На долю отраслей, ориентированных на импорт, приходится 25% промышленного производства. Эти отрасли имеют важные внешнеторговые связи и соответственно достаточно сильно зависят от колебаний валюты. Оставшиеся 30% промышленного производства – это отрасли, деятельность которых практически не сопряжена с внешними рынками, поэтому на их функционирование изменение курса не оказывает деструктивного или позитивного воздействия. Следовательно, в условиях благоприятной конъюнктуры на мировых рынках сырья только 25% российского промышленного производства может оказаться восприимчивым к изменению курса рубля, однако в случае ухудшения внешнеэкономического климата уже 70% отраслей будут зависимы от динамики валюты. Такая ситуация наблюдалась в период резкого обострения кризиса 2008 года, и проведенная тогда девальвация рубля немного облегчила положение экспортеров, но она была бы абсолютно неэффективна в случае продолжительного ухудшения мировой конъюнктуры.
Особый интерес представляет статья О. Березинской [1], в которой рассматривается зависимость Российской экономики от импорта, и, как следствие, резких колебаний валютного курса. Автор приводит статистику, согласно которой в последние годы импорт в гораздо большей степени определяет и качество роста экономики, и его темпы, т.е. зависимость от импорта промежуточных и инвестиционных товаров увеличивается. При этом, замедление роста импорта инвестиционных товаров или его падение не стало причиной предпочтения отечественных аналогов взамен импортной продукции инвестиционного спроса. Российские предприятия, стремившиеся модернизировать свое производство, в период ослабления курса национальной валюты в основном откладывали покупку импортного оборудования, а не заменяли его отечественным. Наименьшая чувствительность к колебанию курса рубля наблюдается у импорта потребительских товаров. Его частично заместила продукция российских производств: этот вывод можно сделать исходя из того, что импорт потребительских товаров в относительном выражении сократился. В предкризисный период (девять месяцев 2008 года) стоимость импорта потребительских товаров была близка к 60% оборота российских предприятий, выпускающих продукцию потребительского спроса, в то время как в 2013 году — сентябре 2014 года это соотношение сократилось до 48%. Однако по-прежнему сохраняется устойчивый спрос на импортную продукцию, практически не реагирующий на динамику курса рубля.
Таким образом, в данной статье был рассмотрен вопрос о воздействии динамики курса российского рубля на отрасли экономики Российской Федерации, её структуру и динамику валового внутреннего продукта, которые, в свою очередь, влияют на существующее положение дел в стране и макроэкономическую политику. Однако однозначный ответ на указанный вопрос не был получен из-за существования различных подходов к его рассмотрению.
На основании изученного материала можно сделать следующие выводы:
- Большинство экспортоориентированных отраслей российской экономики, к которым, прежде всего, относятся отрасли добычи полезных ископаемых, демонстрируют больший рост по сравнению с отраслями, ориентированными на внутренний рынок. Это создает риски для экономики в целом из-за низкой диверсификации и сырьевой направленности развития в краткосрочной перспективе. Тем не менее, на производство данного сектора решающее воздействие оказывает не динамика валютного курса, а изменение мировой конъюнктуры;
- Что касается импортозамещения продовольственных товаров, то в условиях краткосрочной непредсказуемой девальвации рубля оно возможно лишь для небольшого числа товаров. Для достижения импортозамещения продовольственных товаров в долгосрочном периоде необходимо внедрять новые технологии, чтобы вывести уровень производимых товаров на необходимый конкурентоспособный уровень.
- Следующий вывод относится к ипортозамещению в технологической сфере, без которого невозможно полное решение проблемы, указанной во втором пункте. Отметим, что современные экономические реалии таковы, что сфера высоких технологий в России развита слабо, поэтому продукция этой сферы (инвестиционные товары) в большинстве случаев не может конкурировать с импортными аналогами. Таким образом, процесс сокращения зависимости российской экономики от инвестиционных товаров сопряжен с необходимостью осуществления крупных научно-технических проектов, занимающих продолжительное время, и внедрения их результатов в производство. Но на данный момент ослабление курса рубля ведет к существенному повышению стоимости инвестиционных проектов, что способствует замедлению процесса модернизации российской экономики за счет внедрения импортных технологий.