Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

EFFECTS OF EXCHANGE RATE ON THE DYNAMICS OF GDP AND STRUCTURE OF THE RUSSIAN ECONOMY

Khmelinina M.A. 1 Shvedova S.V. 1
1 Saint Petersburg State University
The issue of devaluation of the national currency is heatedly debated and described in the researches of modern Russian economists, some of which are mentioned in this article. The relevance of the topic is caused by the current deterioration of the currency market and the Russian economy. Certainly, the main factors that are the reason of the complications of the economic situation are the economic sanctions, which closed an access for Russian banks and companies to international capital markets, and the falling of oil prices. As a result, the Russian ruble depreciated and the Central Bank completed the transition to a floating exchange rate ahead of schedule. The purpose of this work - consider the existing point of view of modern Russian economists on the impact of the exchange rate on the Russian economy, its structure and dynamics of the gross domestic product.
exchange rate
real exchange rate
real effective exchange rate
macroeconomic indicators
devaluation
import substitution
dynamics of the gdp

Валютный курс имеет существенное значение для открытых экономик, к числу которых принадлежит и экономика России. Изменение валютного курса, как правило, немедленно воздействует на уровень внутренних цен в результате изменения цен импортируемых товаров в национальной валюте двумя путями. Во-первых, оно влияет на цены импортируемых конечных товаров и услуг; и, во-вторых, оказывает влияние на цены товаров и услуг, производство которых осуществляется внутри страны и включают затраты на импортные компоненты. Вместе с тем изменение валютного курса сказывается на объемах экспорта, что также может повлиять на уровень внутренних цен: при увеличении экспорта при прочих равных условиях цены на экспортные товары внутри страны повысятся, и наоборот. Более того, от валютного курса зависят основные макроэкономические показатели страны, такие как валовый внутренний продукт, темпы экономического роста, инфляция и процентные ставки. Именно поэтому основной целью валютной политики государства является обеспечение устойчивости курса национальной валюты и сбалансированности платежного баланса.

В качестве показателей валютного курса используются несколько переменных. Номинальный валютный курс (nominal exchange rate) – это стоимость единицы одной валюты, выраженная в единицах другой. Он используется для проведения текущих сделок и расчетов, но не является эффективным для оценки состояния экономики и экономического развития страны в долгосрочном периоде, так как не учитывает воздействие инфляции на иностранную и национальную валюты. Существует более информативный показатель - реальный обменный курс (real exchange rate), в расчете которого учитывается изменение уровня цен в национальной экономике и в стране, к валюте которой котируется национальная валюта. Он обобщает соотношения цен широкого набора товаров и услуг одной страны и аналогичного набора в другой стране. Кроме того, реальный обменный курс является базой для анализа макроэкономических условий спроса и предложения в открытой экономике и помогает наиболее адекватно отразить экономические показатели, позволяющие сопоставить издержки на внутреннем и внешнем рынках. Реальный обменный курс также характеризует конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке. Ослабление реального обменного курса является свидетельством снижения цен отечественных товаров по сравнению с мировыми, и, следовательно, роста их конкурентных преимуществ.

Кроме того, Банк России занимается расчетом реального эффективного валютного курса (real effective exchange rate). Он представляет собой соотношение между национальной валютой и валютами других стран, взвешенных в соответствии с удельным весом валютных операций данной страны во внешнеторговом обороте с поправкой на уровень цен. Таким образом, он отражает усредненную динамику движения курса национальной валюты по отношению уже не к одной, а к нескольким валютам, наиболее важным для торговых операций данного государства на мировом рынке. Банк России при построении индекса эффективного курса рассчитывает среднее геометрическое двусторонних курсов с весами, равными долям основных стран – торговых партнеров РФ – во внешнеторговом обороте России. Для дефлирования номинальных курсов используется индекс потребительских цен.

В таблице 1 представлено распределение стран по группам в соответствии с их долей во внешнеторговом обороте России.

Таблица – 1 Группировка стран – внешнеторговых партнеров РФ

 

Удельный вес в индексе реального эффективного курса рубля

Итого

Менее 1%

1-2%

2-4%

Больше 4%

Количество стран

12

9

7

8

36

 

Источник: Статистика Банка России от 6 февраля 2015 года

Большая часть стран, валюты которых учитываются при расчете реального эффективного курса, во внешней торговле с Россией имеют долю менее 4 %. Восьмеркой стран, удельный вес которых в индексе реального эффективного курса рубля превышает 4 %, являются Китай, Нидерланды, Германия, Италия, Украина, Беларусь, Япония и Турция, а их общая доля во внешнеторговом обороте России в 2015 г. составила 58,52%.

            Таким образом, индекс реального эффективного валютного курса является основным показателем, характеризующим динамику основных валют и изменение конкурентоспособности стран на мировом рынке - повышение реального эффективного курса национальной валюты ведет к ухудшению конкурентного положения: экспорт становится дороже, а импорт дешевле.

            Как было отмечено выше, в экономической литературе существует множество отечественных и зарубежных работ, посвященных выявлению взаимосвязей между валютным курсом и уровнем совокупного выпуска национальной экономики. Разные исследователи, используя различные теоретические модели и опираясь на различные эмпирические данные, приходят иногда к диаметрально противоположным выводам. Следовательно, вопрос о характере и степени влияния девальвации на динамику производства и реального ВВП по-прежнему остается открытым.

Одно из исследований, посвященных оценке влияния валютного курса на совокупный выпуск в России, провели Т.В. Евдокимова, А.В. Зубарев и П.В. Трунин [2]. Авторы построили модель, которая оценивает характер влияния валютного курса на динамику производства в целом в российской экономике, а также в отдельных отраслях в период между кризисами 1998 и 2008 гг. В рамках своего исследования они установили, что значимое статистическое влияние изменения реального валютного курса на совокупный объем производства отраслей российской промышленности в 2001–2008 гг. отсутствует вопреки достаточно широко распространенному мнению о негативном влиянии динамику российского ВВП укрепления рубля. Следовательно, в российских условиях говорить об однозначном доминировании положительных или отрицательных эффектов от укрепления валютного курса невозможно. Тем не менее, были выявлены группы отраслей, выигрывающих (металлургия, легкая промышленность и автомобильная промышленность) и проигрывающих (топливно-энергетический комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность) от укрепления реального курса, а также не зависящих от данного фактора. Авторы отмечают, что полученные ими результаты свидетельствуют в пользу гипотезы об изменении характера влияния реального курса на экономическую активность после кризиса 2008, однако небольшой период наблюдения пока не позволяет получить качественные статистические данные и полностью подтвердить или опровергнуть ее.

Немного другие результаты получают С. Смирнов, Е.Балашова, Л.Посвянская [3]. Они исследовали степень вовлеченности различных видов экономической деятельности во внешнюю торговлю, рассчитав отношение их стоимостного объема экспорта и импорта к стоимостному объему промышленного выпуска, пересчитанному в доллары по среднегодовому курсу, и, выделив самые крупные отрасли, отсортировали их на ориентированные на экспорт, импорт и смешанные, так как именно они могут сильно зависеть от колебаний валютного курса. Соотношение величины экспорта и импорта стало критерием определения типа внешнеторговой ориентации отрасли. При превышении экспорта над импортом более чем в пять раз отрасль была классифицирована как экспортоориентированная; при их обратном соотношении — импортоориентированная. Если же соотношение показателей не превышало двух-трех раз, то отрасль классифицировалась как отрасль смешанного типа. При этом, среди отраслей, ориентированных на экспорт, (13 промышленных и 2 непромышленных) представлены подотрасли ТЭК, черной и цветной металлургии, первичной обработка древесины, производства минеральных удобрений; из сельского хозяйства — производство зерна. К отраслям, зависимым от импортной продукции относятся, прежде всего, фармацевтика, пищевая промышленность и машиностроительный комплекс, в котором особенно выделяются оборудование для металлургии, добычи полезных ископаемых и строительства.

По результатам исследования около 45% промышленного производства приходится на долю отраслей, специализирующихся на экспорте, которые в большей степени зависят от состояния международных рынков и цен на их продукцию нежели от валютного курса. Однако при ухудшении мировой конъюнктуры именно они запускают падение рубля. На долю отраслей, ориентированных на импорт, приходится 25% промышленного производства. Эти отрасли имеют важные внешнеторговые связи и соответственно достаточно сильно зависят от колебаний валюты. Оставшиеся 30% промышленного производства – это отрасли, деятельность которых практически не сопряжена с внешними рынками, поэтому на их функционирование изменение курса не оказывает деструктивного или позитивного воздействия. Следовательно, в условиях благоприятной конъюнктуры на мировых рынках сырья только 25% российского промышленного производства может оказаться восприимчивым к изменению курса рубля, однако в случае ухудшения внешнеэкономического климата уже 70% отраслей будут зависимы от динамики валюты. Такая ситуация наблюдалась в период резкого обострения кризиса 2008 года, и проведенная тогда девальвация рубля немного облегчила положение экспортеров, но она была бы абсолютно неэффективна в случае продолжительного ухудшения мировой конъюнктуры.

Особый интерес представляет статья О. Березинской [1], в которой рассматривается зависимость Российской экономики от импорта, и, как следствие, резких колебаний валютного курса. Автор приводит статистику, согласно которой в последние годы импорт в гораздо большей степени определяет и качество роста экономики, и его темпы, т.е. зависимость от импорта промежуточных и инвестиционных товаров увеличивается. При этом, замедление роста импорта инвестиционных товаров или его падение не стало причиной предпочтения отечественных аналогов взамен импортной продукции инвестиционного спроса. Российские предприятия, стремившиеся модернизировать свое производство, в период ослабления курса национальной валюты в основном откладывали покупку импортного оборудования, а не заменяли его отечественным. Наименьшая чувствительность к колебанию курса рубля наблюдается у импорта потребительских товаров. Его частично заместила продукция российских производств: этот вывод можно сделать исходя из того, что импорт потребительских товаров в относительном выражении сократился. В предкризисный период (девять месяцев 2008 года) стоимость импорта потребительских товаров была близка к 60% оборота российских предприятий, выпускающих продукцию потребительского спроса, в то время как в 2013 году — сентябре 2014 года это соотношение сократилось до 48%. Однако по-прежнему сохраняется устойчивый спрос на импортную продукцию, практически не реагирующий на динамику курса рубля.

Таким образом, в данной статье был рассмотрен вопрос о воздействии динамики курса российского рубля на отрасли экономики Российской Федерации, её структуру и динамику валового внутреннего продукта, которые, в свою очередь, влияют на существующее положение дел в стране и макроэкономическую политику. Однако однозначный ответ на указанный вопрос не был получен из-за существования различных подходов к его рассмотрению.

На основании изученного материала можно сделать следующие выводы:

  1. Большинство экспортоориентированных отраслей российской экономики, к которым, прежде всего, относятся отрасли добычи полезных ископаемых, демонстрируют больший рост по сравнению с отраслями, ориентированными на внутренний рынок. Это создает риски для экономики в целом из-за низкой диверсификации и сырьевой направленности развития в краткосрочной перспективе. Тем не менее, на производство данного сектора решающее воздействие оказывает не динамика валютного курса, а изменение мировой конъюнктуры;
  2. Что касается импортозамещения продовольственных товаров, то в условиях краткосрочной непредсказуемой девальвации рубля оно возможно лишь для небольшого числа товаров. Для достижения импортозамещения продовольственных товаров в долгосрочном периоде необходимо внедрять новые технологии, чтобы вывести уровень производимых товаров на необходимый конкурентоспособный уровень.  
  3. Следующий вывод относится к ипортозамещению в технологической сфере, без которого невозможно полное решение проблемы, указанной во втором пункте. Отметим, что современные экономические реалии таковы, что сфера высоких технологий в России развита слабо, поэтому продукция этой сферы (инвестиционные товары) в большинстве случаев не может конкурировать с импортными аналогами. Таким образом, процесс сокращения зависимости российской экономики от инвестиционных товаров сопряжен с необходимостью осуществления крупных научно-технических проектов, занимающих продолжительное время, и внедрения их результатов в производство. Но на данный момент ослабление курса рубля ведет к существенному повышению стоимости инвестиционных проектов, что способствует замедлению процесса модернизации российской экономики за счет внедрения импортных технологий.