Введение
В конце ХХ века развитые страны охватил гигиенический бум, в котором велась активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек и воспитание чувства гордости за обладание красивыми, ровными, пропорциональными, белыми зубами, за их правильное положение и соотношение челюстей. Причем воспитание позитивной, мотивированной потребности в обеспечении тщательной гигиены полости рта начиналось с самого раннего младенчества и продолжалось на протяжении всей жизни, закрепляя уже приобретенные навыки и обучаясь новым[1,6,8].
Ведь зубы – показатель здоровья! И целью каждого из нас является их сохранение. Ведь здоровье зубов – одно из важнейших составляющих, характеризующих качество жизни человека на его разных этапах [2,3,4,5]. Поэтому так важно говорить о гигиене полости рта как о главном профилактическом и лечебном мероприятии[6,7].
Без правильного понимания основополагающих механизмов и принципов гигиены не может быть правильного ее действия, направленного на предупреждение возникновения и развития стоматологических заболеваний за счет сохранения здоровья зубов и других органов и тканей полости рта. Без этого не может быть грамотного и эффективного использования всех средств и методов гигиены [1,2].
Сложившейся стоматологический статус, указывает на низкий уровень гигиенического воспитания и отсутствие мотивации современного человека к профилактике стоматологических заболеваний [1,10].
Под термином «мотивация» в отношении стоматологии понимают убеждение пациентов посредством вербального контакта, действий и примеров в значении самостоятельной гигиены полости рта для здоровья стоматогнатической системы и организма в целом [10].
Но, несмотря на единогласное признание важности мотивации, в наше время слишком мало внимания уделяется способам и формам предоставления информации пациенту. Отчасти, проблема связана с трудностью описания особенностей болезни на обывательском уровне. При разговоре с человеком, профессионалы нередко вместо простых и понятных ему слов используют большое число медицинских терминов об этиологии и патогенезе заболевания[1,3]. Тем самым побуждая пациента к поиску ответов на волнующие их вопросы из весьма недостоверных источников, чаще всего найденных на просторах интернета.
Цель статьи заключается в следующем: выявить влияние гигиенического воспитания человека в этиологии и патогенезе стоматологических заболеваний.
Обзор литературы по выбранной теме
Появление стоматологических заболеваний связано с наличием «слабых мест», «пробелов» в гигиене полости рта. Отсутствие соответствующей гигиены влечет за собой возникновение кариозных поражений твердых тканей, а также воспалительных заболеваний (гингивит, пародонтит), приводящих к частичной адентии и усугубляющих ее [8,9].
Например: первопричиной хронических воспалительных заболеваний пародонта считаются зубные отложения – мягкий зубной налет и зубная бляшка. В этиологии и патогенезе пародонтита ведущее значение принадлежит над - и поддесневым зубным отложениям, которые образуются, в первую очередь, вследствие недостаточной гигиены полости рта. Их пародонтопатогенный потенциал считается важнейшим звеном в возникновении воспалительно-дистрофического процесса в пародонте. Зубной камень является дополнительным ретенционным пунктом, оказывает местное раздражающее действие на десну, нарушает процесс самоочищения пародонтального кармана, поддерживает воспалительно-деструктивные процессы в пародонтальном комплексе. Поэтому адекватный гигиенический уход за полостью рта считается обязательным условием успешного лечения и профилактики воспалительных заболеваний пародонта [1,4].
Результаты и обсуждения
Правильный и систематический уход за полостью рта является эффективным и наиболее простым и доступным методом профилактики многих стоматологических заболеваний и заболевания организма в целом [3,10].
Вывод
Исходя из выше описанного, можно сказать, что гигиена полости рта является несомненным показателем здоровья человека!