Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Административная ответственность несовершеннолетних на сегодняшний день является весьма актуальной темой и в юридической литературе этой проблеме уделяется немало внимания. Актуальность вопроса прежде всего состоит в особенности правового статуса несовершеннолетнего лица. Существует такое понятие как «специальный статус», которое означает статус лица, отнесенного к определенной категории граждан. К такой категории относятся и несовершеннолетние граждане, поскольку они имеют некие льготы и преимущества.

Целью данной статьи является изучение проблемы административной ответственности несовершеннолетних и поиск альтернатив в совершенствовании законодательства в данной отрасли.

В соответствии с целью, выделяются следующие задачи:

1. Раскрытие понятия административной ответственности несовершеннолетних;

2. Выделение особенностей административной ответственности несовершеннолетних исходя из их правового статуса.

К основным нормативным актам, регулирующим административную ответственность несовершеннолетних, относятся не только КоАП РФ, но и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 г. (далее – Положение 1967 г.) и ряд других нормативных актов, включая положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном уровне, которые также являются субъектами административной юрисдикции. Деятельность этих комиссий ограничена действием Положения от 1967 г. и нормами КоАП РФ. Такой подход к построению законодательства об административной ответственности приводит к возникновению коллизий, поэтому представляется целесообразным именно КоАП РФ считать единственным законодательным актом, регулирующим вопросы административной ответственности несовершеннолетних.

Административная ответственность несовершеннолетних представляет особый вид юридической ответственности. Можно дать следующее определение этого понятия:

Административная ответственность несовершеннолетних – это форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

Стоит отметить, что в действующем законодательстве отсутствует определение административной ответственности, хотя в КоАП РФ есть указание на то, что мерой административной ответственности является административное наказание, которое применяется с целью перевоспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предотвращения совершения правонарушений.

При исследовании сущности административной ответственности несовершеннолетних можно выделить следующие дующие особенности данной категории.

В первую очередь это качается мер наказания, применяемых к несовершеннолетним.

Логично, что к несовершеннолетним не могут применяться такие же меры наказания, как и для взрослых правонарушителей. Например, это касается такого вида наказания, как административный арест. Согласно ст.3.9 п.2 КоАП РФ, административный арест не применяется к лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

Анализируя меры воздействия, применяемые в отношении несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что чаще всего к несовершеннолетним применяются только два вида административного наказания – это предупреждение и административный штраф.

Также следует отметить, что КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, которые применяются только к несовершеннолетним, но всё же есть определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Рационально, по мнению некоторых ученых-административистов, введение в законодательство альтернативу такой мере административного взыскания, как штраф. В частности, предполагается ввести трехчасовую отработку несовершеннолетним правонарушителем на общественно-полезных работах, к примеру, по уборке общественных мест и благоустройству территории. По моему мнению, целесообразность введения данной меры вполне оправдано (прежде всего различными условиями материального положения несовершеннолетних и их семей). Административный штраф как мера наказания может назначаться, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка (или имущества). При отсутствии последнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП РФ). К тому же при определении административного наказания несовершеннолетнему стоит учитывать его возрастные, психические и индивидуальные особенности, поскольку стоит задача не столько реализовать само наказание, сколько провести с его помощью воспитательных функций.

В КоАП РФ существуют пробелы относительно вопросов, кем и в каком порядке определяется состояние невменяемости лица (несовершеннолетнего), которое совершило правонарушение. Так как КоАП РФ не указывает возможность проведения судебно-психиатрической экспертизы, некоторые учение предлагают закрепить в нем необходимость проведения психиатрического осмотра несовершеннолетних, если есть основания считать, что у них имеется психическое расстройство. Постановку вопроса перед соответствующими медицинскими учреждениями о проверке наличия у несовершеннолетнего психического расстройства целесообразно возложить на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, закрепив их права, обязанности и порядок направления на психиатрическую экспертизу в соответствующем нормативном акте. Также спецификой в данном вопросе обладают цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним.

Меры государственного принуждения в отношении несовершеннолетних в большей степени, чем административная ответственность взрослых правонарушителей, имеют морально-воспитательные цели, поэтому перевоспитание и исправление правонарушителей возможны и без применения мер административной ответственности, ведь главное – это осознание «юным правонарушителем» своей вины и нанесенного вреда, посредством его действий.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится в судебном порядке судами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности этой категории субъектов, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять следующие меры воздействия воспитательного характера:

- вынесение предупреждения;

- объявление выговора или строгого выговора;

- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей;

- направление в специальное лечебно-воспитательное учреждение;

- помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальную школу, специальное профессионально-техническое училище);

- установление обязанности для несовершеннолетнего принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.

Рассматривая административно-правовые нормы, регулирующие административную ответственность несовершеннолетних, можно прийти к выводу о необходимости совершенствования действующего административного законодательства по следующим направлениям:

Во-первых, как предлагает Самигуллина Э.Ф. в своей научной статье «К проблеме административной ответственности несовершеннолетних», следует поставить вопрос о введении отдельной главы в КоАП РФ – «Административная ответственность несовершеннолетних». Для начала в этой главе необходимо дать определение самого понятия административной ответственности несовершеннолетних. Так же целесообразно выделить специфические меры наказания для подростков. Например, это может быть краткосрочный домашний арест или арест в помещении органа внутренних дел на непродолжительный период в пару часов. По-моему, мнению, в той же главе имеет место определить виды административных наказаний, порядок их применения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также освобождение от административной ответственности.

Во-вторых, необходимо разработать и включить в КоАП РФ комплекс мер воздействия принудительно-воспитательного характера. К примеру, общественно-полезные работы. Данные меры должны быть направлены на исправление несовершеннолетних правонарушителей и предупреждение совершения ими новых административных правонарушений и преступлений.

Есть пример судебного наказания в одном из штатов США. Группа детей ломала деревья, их привлекли к судебной ответственности. Судья определил им наказание, по которому они должны написать эссе на десяти страницах о пользе леса.

В-третьих, данные статистики показывают, что большое количество правонарушений совершаются лицами, не достигшими возраста административной ответственности. Это дает основания говорить о целесообразности снижения возраста административной ответственности до 14 лет, так как, я считаю, что несовершеннолетние в указанном возрасте, в силу своего физиологического и психического развития, полностью понимают суть и последствия своих поступков и могут руководить ими.

В-четвертых, многие авторы, например, Обыденнова Т.В., указывают на необходимость существенной дальнейшей доработки законодательства (на уровне федерации и субъектов федерации) о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, поскольку наблюдается несогласованность (а иногда и противоречивость) норм таких базовых актов, как КоАП РФ, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», все еще действующего Указа Президиума ВС РСФСР 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и множественного регионального законодательства. Очевидно, что единственный, существующий весьма формально федеральный специальный нормативный акт (Положение от 1967 г.) заставляет органы государственной власти субъектов РФ искать самостоятельное решение многих вопросов, что, соответственно, не позволяет говорить об унифицированном подходе при определении положения несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, правовое регулирование института административной ответственности несовершеннолетних на сегодняшний день нуждается реформировании. Прежде всего требуют внимания меры, направленные на повышение эффективности действующего законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, главным образом административной ответственности родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание несовершеннолетних и не исполняющих свои конституционные обязанности. К тому же многие авторы научных работ по данной теме указывают, что также следует разработать более совершенную систему органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.