1. Римское государство и Европейский союз
Римское государство и Европейский союз – государственные структуры, базисным элементом которых является федерализм. Римское государство являлось полисно-территориальной федерацией, а Европейский союз – территориальная федерация. Отличается и состав территорий, входящих в данные интеграционные структуры [4; 7]. В Римскую империю никогда не входили территории современной Германии (за исключением некоторых западных районов современной Германии). В Европейский союз, в отличие от Рима, не входят территории Малой Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.
Во времена Римской империи мигрантами являлись германские племена с территории современной Германии, испытывающие давление племен, находящихся восточней. Мигрантами в Европейский союз являются жители Ближнего Востока и Африки. В настоящее время всплеск иммиграции в Европейский союз вызван военными действиями на Ближнем Востоке, которые вызваны террористической деятельностью ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации) [4; 5; 6; 8]. Переселение под давлением военных действий, таким образом, тоже является сходной чертой процесса переселения на территорию Западной Европы в IV–VI вв. н.э. и в настоящее время.
2. Взаимоотношение переселенцев и местных жителей
Германские племена античных времен и современные беженцы из стран Ближнего Востока отличаются в культурном и мировоззренческом планах от жителей тех территорий, на которых они стремятся поселиться. Германские племена в Галлии и Испании встречали в культурном плане синтез античных (романизированные структуры) и раннехристианских начал. Рим, в отличие от германцев, был цивилизацией городской. Современные переселенцы из стран Ближнего Востока и Африки встречают мультикультурное общество, основанное на ценностях свободы и демократии, содержащее в своей цивилизационной основе элементы христианства, идеалы эпохи Возрождения и революций. Культура германских племен строилась на основе язычества. Язычество выступало интеграционной силой. Культура беженцев из стран Ближнего Востока в своей основе содержит ислам и многие пережитки традиционного общества (прежде всего в области межличностных взаимоотношений). Культурные различия являются одной из причин конфликтов [2; 4; 5; 10].
3. Трудовая деятельность переселенцев на местах своего нового жительства
Германские племена, образовавшие свои королевства на территории Западно-Римской империи, изменили там социальные порядки. Правом на ношение оружия обладали лишь германцы. Все германцы в случае войны должны были участвовать в боевых действиях. Социальная дифференциация существовала и у германцев. Одна их часть – крестьяне-общинники – занималась в мирное время сельскохозяйственным трудом. Другая –управленческой деятельностью (король, графы и т.д.) [5; 9].
Современные переселены (мигранты, беженцы) в Западной Европе не выступают в качестве элиты общества. Они в основной своей массе занимаются низкооплачиваемой работой или получают пособие по безработице. Низкий уровень жизни, культурный и мировоззренческий барьер, толерантное отношение к ним европейцев, отсутствие достаточной нормативно-правовой базы, не достаточно активная работа полиции в отношении приезжих ведут к росту преступности в среде мигрантов [1; 6; 8].
4. Влияние переселенцев на политические процессы
В IV в. н.э. германские племена использовались Римом в качестве военной силы (федератов). Федератам выделяли приграничные территории, которые они должны были охранять. На таких территориях действовало право германских племен, а не римское право. Со временем федераты заняли не только приграничные земли, но и территории целых диоцезов (таких как Британия, Галлия, Испания, Италия). В диоцезах были образованы «варварские» королевства, в которых политической элитой были германцы. Это было закреплено в правовых актах. Таких как, например, Салическая правда запретила ношение оружия галлоримлянам, закрепила их более низкий по сравнению с германцами статус (размеров штрафов за нанесение увечий и убийство), сохранив лишь некоторые привилегии за элитой галлоримлян, отнесенных к категории «королевские сотрапезники» [5; 9].
В настоящее время переселены в Западную Европу из стран Ближнего Востока создали на территории таких государств, таких как Франция или Германия, районы своего компактного переживания, в которых не действуют европейские законы, и полиция в которые не рискует заходить. Появление районов, не подконтрольных правительству и фактическая невозможность придать суду за преступления переселенец ведут к дестабилизации политической обстановки. Также это ведет к увеличению числа маргинальных и криминальных элементов [1; 6; 8]. Увеличение числа переселенцев в политическом плане (по аналогии с процессами, происходившими в IV-VI вв. н.э.) не сулит Европе ничего хорошо. При переходе от Античности к Средневековью германцы объявили себя полновластными хозяева Запада Римской империи путем завоевания. Современные переселены в перспективе, опираясь на свою многочисленность, могут потребовать себе политические права. В таком случае возможна смена политических элит: европейцев сменят выходцы из стран Ближнего Востока и Африки.
5. Взаимодействие культур
Синтез различных культур – процесс длительный и тяжелый, так как требует ломки уже сложившихся структур. Культурный уровень германцев и римлян (а также романизированных элементов) существенно отличался. Это усложняло взаимоотношения завоевателей и завоеванных. Однако со временем наметились контуры Средневековой культуры: германцы приняли христианство и городскую цивилизацию, считали римское право за образец. Христианская церковь сохранила философию, используя ее для трактовки Библии и иных священных текстов. Со временем стиралось правовое различие между крестьянином-римляном и крестьянином-германцем: все стали феодально-зависимыми [2; 5].
Современная Западная Европа строится на началах мультикультурализма, свободы, демократии, толерантности [10]. Такой подход имеет плюсы и минусы. Несомненным плюсом является отсутствие помех для сохранения своих национальных культурных особенностей и неполное растворение в новой и чуждой культурной среде. Минусом такого подхода является отсутствие желания и стремления со стороны переселенцев изменять своим традициям и привычкам. Фактически это ведет к фрагментации культурного дискурса в Западной Европе. Увеличение числа переселенцев ведет к увеличению объема их фрагмента культурного дискурса. Впоследствии это может привести, например, к внедрению норм шариата в европейское законодательство. С предложение внести элементы шариата в британское законодательство выступил в 2008 году бывший архиепископ Кентерберийский (глава англиканской церкви) Роуэн Даглас Уильямс [3].
Выводы
1. Римское государство и Европейский союз поддерживают переселенческое движение. Римской империи требовались военные для защиты своих рубежей. Европейскому союзу требуется дешевая рабочая сила.
2. Между переселенцами (германцами, выходцами и стран Ближнего Востока и Африки) и местными жителями (романизированные народности, например, галлоримляне, граждане ЕС, прежде всего немцы, французы, англичане) наблюдается значительное культурное различие, что является одним из поводов к конфликтам.
3. Социальная дифференциация существовала и у германских племен. Верхушка занималась управленческой деятельностью. Низы – сельскохозяйственной деятельностью. Однако так как оружие можно было носить только германцам, то только они и участвовали в военных действиях. Современные переселенцы занимаются низкооплачиваемой работой, получают пособие по безработице. Часть из них пополняет ряды криминальных и маргинальных элементов, увеличивая уровень преступности.
4. Значительно влияние переселенцев и на политический процесс. Приход германских племен в Западно-Римскую империю в IV-VI вв. привел к смене политических элит (римляне и романизированные элементы уступили место верхушке германских племен). Современные переселенцы дестабилизируют политическую обстановку. Выходцы из стран Ближнего Востока и Африки стремятся жить по своим нормам и традициям. Такое их поведение впоследствии может привести к смене политических элит (вместо европейцев выходцы из стран Ближнего Востока и Африки).
5. Процесс культурного синтеза проходил проще в период перехода от Античности к Средневековью. Это было связано с тем, что романизированные элементы, с одной стороны, были вынуждены адаптироваться к новым условиям, а, с другой стороны тем, что германские племена вынуждены были принимать элементы античной культуры и христианство, чтобы не возникало существенного разрыва, барьера между завоеванными и завоевателями. Современная политика мультикультурализма и толерантности со стороны Европы ведет к фрагментации культурного дискурса и увеличения сегмента культурного дискурса выходцев из стран Ближнего Востока и Африки, что впоследствии может привести к ограничению и практически полному исчезновению современной европейской культуры.