Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1 1
1

Основой деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а от состояния институтов таможенного оформления и таможенного контроля напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность, что и определяет актуальность выбранной темы. Перемещение должно происходить в соответствии с действующим таможенным законодательством. Соблюдение законодательства является одним из необходимых условий процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Под товарами, находящимися под таможенным контролем, понимают иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного Союза, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также товары Таможенного Союза при их вывозе с таможенной территории Таможенного Союза да фактического пересечения таможенной границы [1, с. 96].

Важностью процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является то, что на нем строится система взимания таможенных платежей, институты таможенного оформления и таможенного контроля, позволяющие обеспечить экономическую безопасность страны.

Под перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств.

Таможенная служба означает государственную службу, ответственную за применение таможенного законодательства и взимание пошлин и налогов, а также применение иных законов и нормативных актов, касающихся импорта, экспорта, перемещения или хранения товаров.

Должностные лица таможенных органов осуществляют такие формы таможенного контроля, как: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности; таможенная проверка [2, с. 110].

Необходимо отметить, что с применением соответствующей формы таможенного контроля недопустимо причинение должностными лицами таможенных органов вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам.

Документы, необходимые для таможенного контроля:

1) транспортные (перевозочные) документы – коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;

2) коммерческие документы – счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации;

3) таможенные документы – документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

Также могут подлежать проверке иные документы и содержащиеся в них сведения, которые необходимы для таможенного контроля. К таким документам могут быть отнесены учредительные документы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью, сертификаты качества, соответствия, разрешительные документы, выдаваемые иными государственными органами, воинские пропуска и др.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.[3, ст. 95].

Таможенный контроль проводится, как правило, в зонах таможенного контроля.

Зоной таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств-участников таможенного союза.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными, создаваемыми на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств-участников таможенного союза.[4, ст. 163]

Для проверки соблюдения условий помещения товаров под заявленную декларантом таможенную процедуру, должностное лицо таможенного органа изучает представленные документы и, если необходимо, может запрашивать дополнительные. Обязанность предоставления подтверждающих документов, пояснений возлагается на декларанта, к таким документам относятся:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров;

7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

8) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля и др.

При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы, а при вывозе – с момента принятия таможенной декларации.

Таможенный контроль при ввозе завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом ТС. При выпуске товаров и транспортных средств, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы.[5, гл. 15]

На современном этапе таможенный контроль направлен на получения наиболее полного объема информации о грузе от импортеров, которые нередко пытаются снизить таможенную стоимость товара и, следовательно размер таможенных пошлин, путем предоставления лишь части документов, необходимых для таможенного оформления товара или предоставления недостоверных сведений о грузе.

В целом проведение таможенного контроля подразумевает выполнение таможенными органами ряда мероприятий и действий, направленных на проверку информации содержащейся в таможенной декларации и сверку сведений, занесенных таможенным представителем в таможенную декларацию с информацией, содержащейся в товаросопроводительных документах, внешнеторговом контракте и других коммерческих документах, на основе которых определяется правильность определения кода ТН ВЭД товара, правильность применения метода расчета таможенной стоимости и правильность определение размера таможенных пошлин, подлежащих уплате.

Показателем эффективности таможенного контроля является расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства.

Какими бы не были формы, виды, способы и средства проведения таможенного контроля, следует помнить, что таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.

Таким образом, активное экономическое развитие страны, рост внешнеэкономических связей нашей страны в мировую экономику неизбежно приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассажирооборота и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу. Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. От организации работы таможен, таможенных постов, зависит соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений.