Актуальность выбранной темы связана с тем, что в настоящее время очень бурно развиваются информационные технологии, появляются различные средства массовой коммуникации, без которых немыслима жизнь человека. Все эти новшества, инновации в коммуникационной сфере оказывают непосредственное влияние и на коммуникативный процесс.
Целью данной статьи является рассмотрение проблемы трансформации коммуникативной связи в обществе под воздействием бурного развития технических устройств, т.е. инноваций коммуникационного измерения общества. В частности, для этого необходимо рассмотреть этапы информационно-коммуникационной революции, выявив на каждом из них знаковое средство коммуникации, определяющее суть исторического этапа, его физиогномику более подробно рассмотреть проблемы коммуникации в современном обществе, показать псевдофункциональность современных средств массовой коммуникации.
В современном мире происходит бурное развитие различных технических средств, которые, являясь средствами массовой коммуникации, оказывают огромное влияние на социально-коммуникативную сферу общества. Казалось бы, благодаря усовершенствованию технических средств, способных преодолевать пространственные и временные барьеры, людям становится проще наладить контакт друг с другом, обменяться информацией, однако, существуют и негативные аспекты технического прогресса: происходит формирование нового социального пространства, виртуализация реальности и коммуникативного процесса, манипуляция сознанием человека и т.д. Люди и технические средства, называемые «гаджетами», неразрывно связаны друг с другом. Эта неразрывная взаимосвязь влечет за собой и отрицательные последствия. Можно предположить, что с появлением технических средств в обществе «пропадает», элиминируется коммуникативная связь и начинает доминировать коммуникационная (т.е. общение при помощи «гаджетов»). Жан Бодрийяр отмечал: «вещи призваны служить заменой человеческих отношений» [2, с. 138]. Не случайно проблемы коммуникации сегодня активно исследуются представителями разных дисциплин [5;8].
Осуществляющийся массовый переход от традиционных форм коммуникации к принципиально иным ее формам трактуется рядом исследователей как информационно-коммуникационная революция. Возникновение членораздельной человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад нередко называют первой информационной революцией. Язык стал основным средством общения и передачи информации, а развитие языка стало важнейшим инструментом развития сознания людей. За первой информационной революцией последовали еще три. Вторая – изобретение письменности, позволившее человеку вступать в коммуникацию с другими людьми, не находящимися с ним в непосредственном контакте, территориальной близости. Возникновение письменности сыграло колоссальную цивилизационно-культурную роль. Это позволило надежно хранить информацию, накапливать ее, передавая из поколения в поколение. Главное, письменность оказала «прямое влияние на речь ? и не только на ее морфологию и синтаксис, но и на процесс формирования мысли и социальное функционирование языка» [3, с. 54].
Третья информационно-коммуникационная революция связана с появлением и распространением печатного станка. Книгопечатание распространилось очень быстро и ознаменовало начало развития «эры Гутенберга», эры, когда именно печатный текст стал главным хранителем и источником знаний. Эта революция оказала огромное влияние на социокультурные аспекты жизни и внесла большой вклад в формирование человека информационного: «…книгопечатание способствовало выравниванию и распространению образования» [3, с. 281], в связи с чем увеличилась доля грамотного населения, произошел рост научной и образовательной сферы общества, появилась бумажная промышленность. С точки зрения коммуникативистики, книга оказалась надежным средством коммуникации ? хранилищем информации и средством ее трансляции. М. Маклюэн показал, что двигателем исторического прогресса выступает смена технологий, которая влечет за собой смену способов коммуникаций. Конкретный тип общества в значительной мере определяется доминирующим в этом обществе типом коммуникации: «Различие между человеком печатной и человеком рукописной культуры, пожалуй, так же велико, как и различие между человеком бесписьменным и письменным» [3, с. 136].
В конце XIX века с появлением телефона, телеграфа, радио, а затем и телевидения, началась новая информационная революция. Возникновение электронных средств массовой коммуникации предоставило возможность каждому стать непосредственным свидетелем и участником историко-культурного процесса, происходящего во всем мире, разрушились границы социального пространства [9]. В результате этой революции произошло становление «человека электронного». Электронная эра ведет к тому, что М. Маклюэн называет «имплозивным сжатием», то есть с силой и скоростью распространения взрыва реальность сжимается под воздействием электронных медиумов, перестает дробиться ? напротив, трансформируется в целостное поле. Мир становится «глобальной деревней», где можно перемещаться между странами со скоростью перехода с одного конца на другой, а между континентами со скоростью перехода до соседней деревни.
Но в последнее время некоторые исследователи к имеющимся четырем добавляют пятый этап – виртуальную революцию, которая обусловлена возникновением и развитием сети Интернет как нового средства коммуникации, предоставившего широкие возможности в формах и способах получения и передачи информации, а также осуществлении множества других функций. В отличие от большинства традиционных форм коммуникации, виртуальная коммуникация характеризуется дистанционностью и высокой степенью проницаемости. Ее отличительной особенностью является то, что виртуальная коммуникация осуществляется только при помощи технического средства и во многом зависит от его функциональных возможностей. В результате виртуальной революции информационно-коммуникативная реальность в известной степени подчиняет себе предметную реальность. В виртуальных действиях и взаимодействиях, опосредованных электронными средствами коммуникации, стираются представления о времени и пространстве. «Люди и техника, потребности и вещи взаимно структурируют друг друга ? к лучшему или к худшему. В ареале той или иной данной цивилизации структуры индивида и общества связаны с технико-функциональными особенностями едва ли не универсальным законом» [2, с. 138]
Средства массовой коммуникации, «гаджеты», настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что стали порождать собой героев мифологии, «что-то вроде восстания машин», когда искусственный интеллект наделен большим разумом, чем человек, превращая человека – индивида в субъект своей деятельности. «Человек – коммуникант оказывается игрушкой в руках всемогущих коммуникаций» [5, с. 29]. Это супремум коммуникатизации современного информационного общества. Но рассмотрим само понятие «гаджет», что это такое? В переводе с французского, это «штуковина», вещь, не заслуживающая внимания. Слова не входят просто так в нашу жизнь, смысловая нагрузка «гаджета» отражает его самую суть. Его появление «псевдофункционально»: жизнь стала проходить еще быстрее, потому что он «убивает» время, отношения. В качестве примера приведем фотопроект современного американского фотографа Эрика Пикерсгилла (Eric Pickersgill). Он удалил все смартфоны из рук людей в серии фотографий под названием «Removed», чтобы показать тем самым, как сильна зависимость людей от «гаджетов», насколько глубоки те изменения, которые произошли в нашей повседневной жизни. Рассмотрим отдельно параллель человеческих отношений на примере семейных фотографий. Около века назад никто не мог подумать, что дети перестанут играть на улице, что появится что-то, способное их намертво приклеить к дивану. Они не знают коммуникативных игр, в которых надо задействовать несколько человек, зато точно скажут, по какой ссылке можно скачать новую продвинутую компьютерную «игрушку». Они получают свой суррогат детства – детство, пропущенное через «мясорубку» инноваций и «гаджетов». Это и есть оборотная сторона информационной революции, ее псевдофункциональное начало. «Крушение «драгоценнейшего духовного начала чувства» означает обособление чувств друг от друга с вытекающей отсюда иррациональностью и конфликтом между умами, людьми и их функциями» [3, с. 20].
Человек постепенно все больше и больше погружается в мир виртуального пространства, абстрагируясь от реального мира. Исчезает процесс «непосредственного общения с миром в погоне за постоянно ускользающим идолом по имени Информация» [5, с. 33]. Так под воздействием технических средств происходит изменение социальной сферы общества, в том числе ее коммуникативной составляющей. Это способствует тому, что «социальное умирает», такой итог подводит в одной из своих работ Ж. Бодрийяр. Он же, в книге «Система вещей», приводит цитату из работы Л.Мамфорда: «В нашей цивилизации машина отнюдь не является знаком могущества социального строя, но знаменует нередко его бессилие и паралич» [2, с. 140]. То есть могущество общества ослабевает, оно «распадается» на отдельные части, мир становится индивидуализированным. И совершенно неизвестно, к чему это все может привести…
Подводя итоги статьи, можно сделать следующие выводы:
1. На этапах информационно-коммуникационной революции средства коммуникации были различны, с течением времени они совершенствовались, и изменялась их функциональность в зависимости от потребностей и нужд человека.
2. Инновации в коммуникационной сфере привели к кардинальной трансформации коммуникативной составляющей.
3. Псевдофункциональность современных средств массовой коммуникации проявляется в том, что они негативно влияют на социальную сферу общества, в результате чего, согласно Ж. Бодрийяру, приходит «конец социального» [1; 10].