Инженеры часто и справедливо жалуются на то, что другие сферы не хотят признавать за ними то важное значение, которое должно по праву принадлежать инженеру… Но готов ли сам инженер для такой работы? Инженеры по недостатку общего умственного развития сами ничего не знают и знать не хотят о культурном значении своей профессии и считают за бесполезную трату времени рассуждения об этих вещах.
П.К. Энгельмейер
В чем смысл понятия инженер? Сайт Wikipedia на этот вопрос дает вполне определенный ответ. Инжене?р (фр. ingénieur – от лат. ingenium – способности, изобретательность) – специалист, осуществляющий инженерную деятельность. Отсюда возникает закономерный вопрос. А что же такое инженерная деятельность? «Инженерная деятельность» – весьма размытое понятие. По данным того же сайта, инженерной деятельностью можно назвать область технической деятельности, включающей в себя ряд специализированных областей и дисциплин. Такая деятельность направлена на практическое применение ряда знаний к природным ресурсам с целью извлечения пользы для человека. Так кто такой инженер? В чем состоит специфика его деятельности? Какие он призван выполнять функции? Что значит быть инженером в современном обществе? Если прохожему задать эти, казалось бы, простые вопросы, то вряд ли мы получим однозначный ответ. Слово «инженер» происходит от латинского «ingenaire», означающего «творить», «изобретать», «создавать», «внедрять». Впервые этот термин стал употребляться в античном мире в III в. до н.э. для названия лиц, жители которых занимались изобретением и управлением военной техникой. Позднее в XVI веке термин «инженер» начал применяться к мирным специальностям, таким как строители. В России это слово вошло в обиход с XVII века.
Инженер – объемное понятие, вбирающее в себя различные уровни смыслов. В современном обществе существуют такие термины, как генный инженер, зооинженер, инженер-социолог и другие. Инженер – это, прежде всего, человек, имеющий высшее техническое образование. «Но на самом деле образование только тогда дает ему право достойно носить звание инженера, когда он действительно включен в инженерную деятельность, творчески применяет знания, приобретенные им в высшей школе и приобретенные после её окончания, когда он становится творцом новой техники, конструктором или технологом, нестандартно мыслящим проектировщиком, исполнителем, эксплуатационщиком, наконец, умелым организатором производства», – отмечает В.Г. Горохов [1, с 4]. К термину «инженер» плотно прилепился ярлык «технарь» – человек, ограниченный рамками техники и технических знаний. Однако ЮНЕСКО характеризует инженера, как человека творческого, умеющего применять знания из разных наук, причем, не обязательно технические. Инженер – это в своем роде «творец». Поэтому и инженерная деятельность – это, прежде всего, творчество. Все перечисленное подводит к тому, что инженерное мышление и деятельность заслуживают выделения в отдельный философский регион – «философию инженерии», имеющий отличия от, казалось бы, схожей по смыслу и содержанию – «философии техники».
Понятие «философия техники» впервые появилось в труде «Основные направления философии техники» немецкого философа Эрнста Каппа. В основе его концепции лежит принцип «органопроекции», суть которой в том, что все средства культуры, будут ли они грубо материальной или самой тонкой конструкции, являются не чем иным, как проекциями органов. Так, железная дорога – это проекция кровообращения, а телеграф воспроизводит нервную систему [2]. В 1898 году российский инженер-философ П.К. Энгельмейер издает свою работу «Технический итог XIX века», посвященную так же «философии техники» [3].
Значительно позже, в 1980-е годы философы начали обращаться к философской рефлексии относительно «инженерии», выявляя заслуживающие рассмотрения вопросы. В этот период самыми известными работами по этой тематике являются «Природа инженерии: философия техники» Г. Роджерса и «Определение инженерного метода» Б. Коэна [4,5]. Значительный вклад в развитие «философии инженерии» вносят современные китайские философы. Самый известный из них Ли Боцун в 1993 году дает новый смысл знаменитому высказыванию Р. Декарта «мыслю, следовательно, существую». Ли утверждает: «я создаю и использую вещи, следовательно, я существую» [6]. Создание и использование вещей становится атрибутом современного общества, в корне изменяющего привычное понимание вещи как философской категории классического философствования [9]. Обозначим различия, присущие «философии техники» и «философии инженерии». Техника – одна из предпосылок инженерной деятельности, «инженерия не существует без техники» [7]. В этом и есть главная причина того, что философия инженерии долгое время не существовала отдельно от философии техники. Однако понятие инженерии не совпадает с понятием техники. Техника – это комплекс навыков, средств, методов и орудий. Инженерия же – это процесс создания новых вещей в соответствии с поставленными целями. Сущность технической деятельности заключается в изобретениях средств, технологических приемов, орудий, методов открытий и строительства. Целью инженерной деятельности является строительство, создание новых артефактов, в том числе с использованием технических средств. К результатам технической деятельности относятся изобретения, патенты, технические «ноу-хау» в форме патентных документов, чертежей. Результаты инженерной деятельности – это материальная продукция для удовлетворения потребностей общества.
Субъектом технической деятельности является техническое сообщество, состоящее из изобретателей, являющихся учеными, инженерами, технологами. Субъект инженерной деятельности – инженерное сообщество, состоящее из различных действующих лиц. Сюда относятся и генеральные директора, и экономисты, и бухгалтера, и, естественно, конструкторы и инженеры. В рамках одного инженерного проекта взаимодействуют друг с другом специалисты из разных профессиональных групп: от рабочих до предпринимателей и инженеров. Предмет технической деятельности – симбиоз уже известного с неизвестным, например, усовершенствованные модели различной техники. Инженерная деятельность проявляется в форме проектов, предметов, созданных по известным технологиям с применением предметов технической деятельности. Как видим, инженерия неразрывно связана с техникой, но, тем не менее, она имеет особый индивидуальный путь развития. Главное различие этих пограничных направлений философии – философии техники и философии инженерии – состоит в содержании рассматриваемых вопросов.
Для философии техники центральный вопрос – вопрос о сущности и природе техники. Ответ на этот вопрос предполагает обращение к генезису феномена техники: когда техника возникает, какие этапы она проходит в развитии? Действительно ли техника угрожает цивилизации, как это утверждают, философы антисциентистской направленности. Каково влияние техники на человека и природу? Наконец, каковы перспективы развития и изменения техники, ее влияния на судьбы цивилизации. Философия инженерии рассматривает другие вопросы, например: может ли человечество создавать вещи? Зачем создаются вещи? Как создаются вещи? Как используются вещи? Можно сказать, что вопрос о вещи как одной из центральных категорий философии трансформируется в сугубо практическую плоскость, потеснив классическую онтологию [8, С.86-94]. Забвение онтологии соответствует духу постмодернизма с его интенцией к множественности, реализованной через мир симулякров. Это имеет под собой объективное основание, каковым является реальность общества консьюмеримизма [8; 9]. Не случайно вопросы философии инженерии стали так остро обсуждаться именно в конце XX века. Возможно, это связано с переходом общества в новую фазу – фазу потребления товаров, именуемую консьюмеримизмом. Как известно, в 1970 году известный философ Ж. Бодрийяр пишет знаменитую работу «Общество потребления. Его мифы и структуры» [9], в которой описывается феномен, начавшийся в 50-е годы XX века, когда происходит резкое переориентирование промышленности на товары общественного пользования. Не в этом ли и заключается «ответ на вызов времени»? В статье «Общество потребления», посвященной анализу реальности этого общества, кандидат философских наук Виталий Куренной формирует предпосылки возникновения общества потреблении [10]. Одна из предпосылок –формирование концепции социального государства. Большую роль в этом сыграл создатель первого народного автомобиля Генри Форд, воплощающий на предприятии идеи капитализма благосостояния, направленные на улучшение условий труда рабочих и предотвращение текучки кадров. Форд установил на своем предприятии суточную оплату труда размером пять долларов, что было в два раза выше, чем на других предприятиях, и тем самым сконцентрировал лучших рабочих на своем производстве, прекратив текучесть кадров. Так же была принята фиксированная рабочая неделя: сначала 48 часов, а затем 40 часов. Таким образом, в модели социального государства происходит перераспределение финансовых ресурсов в пользу социальных слоев населения, осуществляется поддержка социальных сфер: медицину и образование. Происходит формирование пенсионной системы.
Следующая предпосылка – это формирование среднего класса, с появлением которого возникает мощная потребительская культура, для удовлетворения потребительских запросов возникает массовое производство товаров. Все инженерное сообщество трудится над производством благ, придумывая более прибыльные и уникальные проекты для привлечения клиентов. Еще одной предпосылка – трансформация товаров. Если товар XIX-начала XX века – это вещь практичная, рассчитанная на длительное использование, то к концу XX века теряет эти свойства. Вещь носит теперь не только практический, но и эстетический характер. Появляются многочисленные супермаркеты, где можно найти любую вещь. Такая концепция магазина стимулирует потребителей набирать корзины ненужной продукции, пока ищут нужную вещь. Все эти предпосылки инициируют развитие инженерной деятельности по созданию вещей. Появляются более интересные формы товаров, требующие рефлексивного осмысления полета мысли дизайнера. Отсюда и развивается «философия инженерии».
Возникает закономерный вопрос: а что дальше? Что придет на смену обществу потребления с его философией инженерии, занимающейся осмыслением этого общества? В последние десятилетие появились новые термины: «общество переживаний» и «экономика впечатлений» [11]. Это общество, в котором происходит переориентация с «внешних» целей на «внутренние», характеризующееся отказом от товаров стандартизации в пользу кастомизации, то есть вместо «как у всех» – на «только у меня», что подчеркивает индивидуальность. Здесь и появляется феномен «экономики впечатлений», описываемый в Джозефем Б. Пайном и Джеймсом Х. Гилмором [12]. Отношения между компанией и клиентом выходят на новый уровень. Компания становится «режиссером впечатлений», а заказчики и клиенты – «зрителями» и «гостями». Быть может, феномен «общества переживаний» приведет к формированию новой философии. Безусловно, пока общество производит товары, стандартизированные или индивидуальные, «философия инженерии» будет существовать, как будет существовать инженерное сообщество и инженерная деятельность, направленные на удовлетворение потребностей общества.