Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

В условиях широкого использования и внедрения информационных технологий (ИТ) в современном обществе, образовательная среда не стала исключением. В современном образовательном пространстве важную роль играют электронные издания учебного назначения (ЭИУН), которыми наполнены дисциплины как технического, так и гуманитарного направления ВУЗ. Электронные издания учебного назначения являются одним из компонентов информационно-коммуникационной среды вуза, которая включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства воспроизведения аудиовизуальной информации; средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации – собственно знания [3 с.69].

Каким образом обстояло дело с накоплением знаний, хранением и его передачей будущим поколениям в ранние периоды развития человечества? С возникновением речи, возникла возможность накапливать информацию в памяти человека. Следовательно, этот период можно назвать первым этапом возникновения и дальнейшего и развития Информационных Технологий.

Следующий этап связан с возникновением письменности (V-VI тысяч лет до н.э.), давший человечеству возможность накапливать и фиксировать информацию (память письменная или информация на материальных носителях). Появление письменности позволило реализовать все этапы переработки информации: ее сбор, обработку, передачу, хранение и доведение информации до адресата.

Первая в истории символика информационного характера была представлена в каменном веке образами, которые изображали в виде рисунков на камне отдельные представления о мире и жизни – так называемое пиктографическое письмо. В бронзовом веке ситуация меняется и появляются изображения повторяющихся систем, которые называются идеографическим письмом. Эти первые примитивные информационные единицы превращаются в конце IV-го тысячелетия до н.э. в рисуночное иероглифическое письмо.

Благодаря развитию ремесла и производства, а также торговли совершенствуется числовая символика. В III-м тысячелетии до н.э. в Вавилоне была изобретена система исчисления, которая от положения знака меняла его смысл. В V-VI веках до н.э. на Крите стала применяться удобная для записи десятичная символика счета.

Переняв у индусов искусство счета, арабы заимствовали у них и знаки для записи чисел, точнее, цифр, которые в VI-VIII веках до н.э. распространились на европейском континенте. Эти знаки использовались для записи чисел в том же виде и порядке, как принято сейчас [5].

Следующим этапом стало создание линейного слогового письма на глиняных табличках. В этот период впервые вавилонский язык начинает выполнять международные функции в дипломатии и торговле, придавая информации широкие коммуникативные и терминологические формы.

Cоздание в X-IX вв. до н.э. финикийского алфавита явилось новым этапом в развитии Информационных Технологий. На его основе в VIII веке до н.э. был создан греческий алфавит – основы для всех западный письменных систем. Развитие письменной символики завершилось в XV веке созданием в Европе пунктуации современного вида.

Математическая символика продолжает развиваться благодаря углубленным исследованиям и фундаментальным открытиям в математике: создается совершенная алгебраическая символика (XIV–XVII вв.), вводятся знаки сложения, вычитания, умножения, знаки равенства, бесконечности, возведения в степень и др.

Единый информационный язык вводиться в техническую графику, в которой с помощью линейных форм воспроизводятся орудия труда, технологические процессы, строительная тематика. Создание технической графики относится ко времени появления первой ранней письменности. Техническая графическая документация развивается в связи с сооружением сложных объектов (пирамид, мостов, дворцов, тоннелей) во III-II тысячелетиях до н.э. и созданием измерительных инструментов и техники. В конце XVIII веке техническая графика является основным инструментом изобретательской деятельности. С конца XIX века техническая графика становится основой проектирования машин, механизмов, строительных конструкций [4]. С середины ХХ века широко внедряется трехмерная компьютерная графика, с введением цветовой гаммы, производится графическая продукция в автоматизированном режиме по заданным программам.

Системы информационных коммуникаций также прошли много фаз своего развития. Первая фаза связана с появлением человеческой речи, которая стала не материализованной формой содержащей информацию. Начало этой фазы можно считать первым информационным взрывом в истории цивилизации.

В течение следующей фазы – добумажной – информационный взрыв определил переход к более совершенным носителям информации: запись на камне, запись на сырых глиняных плитках и деревянных дощечках (IV тысячелетие до н.э.), изобретение папируса (III тысячелетие до н.э.). Появление пергамента (III век до н.э.) завершает добумажную фазу новым информационным взрывом – появлением нового носителя – книги (IV век до н.э.).

Качественно новый характер приобрели информационные коммуникации, когда в крупных государствах Древнего мира (Греция, Персия, Египет, Китай, Рим) возникла хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменная информация передавалась гонцами по принципу эстафеты [5]. Создаются библиотеки, доступные для свободных граждан. Библиотека становится первым в истории центром сосредоточения информационных носителей на папирусных свитках. Книга приобретает функции товара. Наряду с общественными библиотеками формируется новая форма массовых коммуникаций – личные библиотеки у наиболее обеспеченных граждан. Бумажная фаза развития ИТ начинается с Х века, когда бумага становится объектом промышленного производства в странах Европы. Эпоха Возрождения и последовавший за ней период сыграли важную роль в развитии ИТ. С развитием торговли и ремесел появились городские почты (XV век). Благодаря этим стабильным коммуникациям в информационную деятельность были вовлечены сотни тысяч людей, и она охватывала крупные регионы. Центрами хранения и передачи информации становятся первые университеты Италии, Франции, Германии, Англии. Революцией в процессе развития ИТ стало изобретение в Германии книгопечатания (середина XV века), придавшее ей форму массовой деятельности. По существу это стало началом нового этапа в развитии естествознания. Главным качественным содержанием ИТ стало рождение систем научно-технической терминологии в основных отраслях знаний, а количественным – выпуск многотиражных книг, журналов, газет, географических карт, технических чертежей, первых энциклопедий – первых стандартных информационно-поисковых систем на алфавитной основе [5].

Новый этап в развитии ИТ охарактеризовался созданием в конце XIX века международной почтовой связи, телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (1895 г.), беспроводной передачи изображений (1911 г.) и промышленного телевидения. Изобретение пишущей машинки, телефона, телеграфа, модернизация системы общественной почты – все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивности и эффективности работы.

40-60 годы характеризуются появлением «электрической» технологии. Вторая половина 60 гг. характеризуется появление «электронной» технологии. В это время появляются большие производительные ЭВМ, что позволило сместить акцент в ИТ на обработку не формы, а содержания информации. На этой базе разрабатывается концепция применения автоматизированных систем управления (АСУ) производством, технологическими процессами.

С развитием информационных коммуникаций наступил период создания общемировой системы хранения, обработки и быстродействующей передачи информации в наиболее удобной для пользователя форме. Это превратило информацию в движущую силу технического, экономического и социального прогресса, определило ее ведущую роль на этапе современной технологической революции, которая придает Информационным Технологиям форму интеллектуальной индустрии. Благодаря этому было разрешено назревшее историческое противоречие между накоплением гигантского объема информации в обществе и невозможностью ее эффективного использования с помощью традиционных немашинных методов.