Самой острой проблемой XXI века стала проблема занятости населения. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обусловливает уменьшение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают сокращение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; действие закона экономии времени способствует сокращению живого труда. Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы.
Г.М. Зущина отмечает, что безработица несет с собой не только бедность важным слоям населения, но и душевную, внутреннюю и моральную деградацию людей. Одна из самых важных, острых проблем в любом современном государстве – решение вопроса занятости населения [4].
Я.В. Ганич предполагает, что в будущем рынок труда должен трансформироваться, постепенно отходя от режима излишнего спроса, характерного для советской экономики, к такому режиму, при котором безработицы становится постепенно функционирующим механизмом регулирования рыночных отношений [2].
Однако безработица имеет не только отрицательное значение. Она поднимает социально-профессиональную активность гражданина во время поиска работы, являясь одним из важных условий эффективной деятельности рыночной экономики, она способствует усовершенствованию качества человеческих ресурсов, формированию запаса рабочей силы. [1]
Л.А. Кудрявцева делает вывод, что в основе социальной работы лежит вывод человека из критической ситуации, его самореализация, достойная жизнь в обществе, поэтому деятельность социальных работников направлена в первую очередь на безработных, у которых снижается способность приспосабливаться к новым и сложным жизненным ситуациям. Социальный работник выступает как проводник между государством, призванным быть защитником прав и свобод своих граждан, и человеком. Необходимость такого посредничества вызвана тем, что государство не всегда выступает той ступенью, которая гарантирует права и справедливые способы его функционирования [5].
М.В. Ромм пишет, что проведение заблаговременных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы – это неотъемлемый аспект деятельности социального работника. Одним их таких мероприятий является образовательно-просветительская деятельность социального работника в школе, деятельность социального работника должна быть направлена на информирование о востребованности профессии, ее перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору специальности (профессии) [6].
Для изучения осведомленности жителей Республики Саха (Якутия) о проблемах безработицы в России и РС(Я) было проведено исследование с помощью анкетирования. Данное анкетирование проводилось в Центре занятости г. Якутска. В нем приняли участие 60 человек (женский пол – 28, мужской пол – 32). Были получены следующие данные.
Практически все заполнившие анкеты (73,3 %) считают, что в России высокий уровень безработицы, никто (0 %) не считает, что в России нет безработицы (низкий уровень безработицы).
Анализ показывает, что большинство людей пытаются искать работу (46,6 %), а 20 % – не заинтересованы в поиске.
Большинство опрошенных (53,3 %) потеряли работу из-за сокращения штатов, 30 % уволились по собственному желанию, для 6,6 % причиной потери работы стала смена места жительства, ни один человек не указал другой причины.
Равное количество людей (40 %/40 %) считают, что основные причины безработицы в РС(Я) – это снижение темпов производства и высокий уровень инфляции, 13,3 % указали другие причины (нет специальности и мало рабочих мест).
Анализ результатов опроса показывает, что больше других сегодня подвержены безработице молодые специалисты (40 %) и пенсионеры (40 %), менее подвержены специалисты старшего возраста (13,3 %).
Подавляющее большинство (80 %) убеждены, что безработица – это негативное явление, остальные (20 %) думают, что безработица – это закономерная реальность, никто из опрошенных не считает безработицу позитивным явлением в экономике.
Из анализа результатов опроса можно сделать вывод о том, что все опрошенные (100 %) считают, что работники центров занятости в первую очередь должны предоставлять сведения о вакантных местах, чуть больше половины (56,6 %) также считают основной функцией работников органов занятости – предоставление возможности профессионального переобучения, другая половина (43,3 %) предпочла оказание психологической поддержки.
Опрос показывает, что большинство респондентов (83,3 %) считают, что государство должно обеспечивать их работой, и только 16,7 % думают, что нужно надеяться только на себя.
Большинство обратившихся в Центр занятости г. Якутска – это люди, в возрасте 20–30 лет и 50–60 лет.
Исходя из опроса, на первом месте по безработице находятся люди, с городской пропиской, на втором – с сельской пропиской и на третьем – люди из других населенных пунктов РС(Я).
Большинство посетителей Центра занятости (60 %) имеют высшее образование, но есть и люди, которые ищут работу без высшего образования.
По полученным данным можно сделать следующие выводы: большинство участников опроса являются безработными. Незначительное количество граждан ищут дополнительный заработок. Граждане считают, что безработица имеет резко негативный характер. Среди безработных наблюдается высокий показатель по наличию высшего образования (60 % – с высшим образованием и 6,6 % – получает высшее образование). Основной причиной потери работы является сокращение штатов на предприятии. Почти все опрошенные считают, что государство обязано обеспечивать всех работой, и только незначительный процент респондентов надеется только на себя и на свои силы. Есть необходимость более активной информационной работы с гражданами по поводу безработицы.
Анализ анкетирования показал, что осведомленность посетителей Центра занятости г. Якутска о проблемах безработицы в России и РС(Я) поверхностна.