Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Целью данной статьи является изучение роли представительных сословий при решении внешнеполитических и внутренних проблем XVI-XVIIвв.

Что является источником соборов? Л.В. Черепнин считал, что существует связь между съездом «снемом» и собором. Он утверждал, что на княжеском съезде «Складывается прообраз представительного органа, отдаленно напоминающего будущий земский собор.» [4. С. 40]. По летописи в 1211 г князь Всеволод «созвал всех бояр своих с городов и с волостей, епискова Иоанна, и дворян, и всех людей.» [5. С. 50]. Поскольку «съезд» и «земской собор» были равномерными институтами, характерными для разных форм феодального государства, то один должен был «отмирать», а другой «выжить». «Снем» -это собрание разных князей эпохи раздробленности, Земские соборы были общегосударственными, которые поднимали соответствующие общегосударственные вопросы, требовавшие ответа сословных представителей, их согласованного решения. Соборы- это показатель единства земли, результат объединения страны.

В начале XVI в страна переживала очень тяжелое время. Большие налоги, тяжелые войны, развитие закрепощение крестьян. Все это привело к общему упадку развития страны. Навести порядок с помощью наместников и волостей не удалось. Нужны были такие органы управления, которые могли бы вести борьбу с людьми и ограничить разбои и нападения. Таким образом, во времена боярского правления был заложен фундамент сословного представительства или представительных сословий. Ограничивалась власть наместников и увеличивался объем властных полномочий у сословий. Это и был первый шаг,направленный на решение уже не местных, а общегосударственных проблем.

Таким образом, неспособность существующей системы управления заставила правительство опереться на представительные сословия. Сословное представительство не было создано, оно было навязано правительству. Поэтому появление Земского собора – закономерное явление времени.

Восстание 1547 г показало, что стране необходимы реформы. И в 1549 г власть приступает к ним. Земский собор 1549 г был призван смягчить противоречия в обществе. С деятельностью этого собора можно связывать начало деятельности Челобитного приказа (руководитель А.Ф.Адашев). Постановлением собора являлось, что дети бояр изымались из-под юрисдикции наместников и получали право обращаться непосредственно к суду государя. Земский собор положил начало большим государственным преобразованиям, с этих пор царь советуется не только с представителями высшего духовенства, но и с представителями всех групп правящего класса.

В собраниях принимал участие «думный» собор- это боярская дума и освященный собор (церковные иерархии). Название «собор» далось из-за участия духовенства. [Определение взято из библиотеки Hronos.]

Со второй половины XVI вв. советах начали участвовать воеводы, боярские дети и большие дворяне.

В 1550 г состоялся Земский собор во время подготовки похода на Казань. В присутствии митрополита, бояр,воевод, церковных иерархов, княжат,то есть представителей разных групп, были приняты решения о поддержке и одобрении царских постановлений.

В 1565 г произошел Земской собор, чтобы узаконить опричнину. А.А. Зимин в своей монографии считает это событие «импровизированным Земским собором» [6. С. 56].

Внутриполитическая ситуация в Москве была тяжелая и напряженная. Москва горела несколько раз (18 апреля и 9,19 мая, 24 августа, 25 сентября 1564 г). Не менее напряженная была и внешнеполитическая ситуация. В 1564 году на западе наступали войска польского короля. В октябре 1564 года на Рязань напал крымский хан. Русские войска смогли отбить атаки и дали неплохой отпор крымцам и полякам. Возобновление войны на западных и южных границах ставило Россию в очень тяжелое положение (литовцы, поляки, татары, турки объединились против России). В следствии множества внутренних и внешних проблем ситуация между государем и «людьми» обострялась. Теперь стоял главный вопрос- о власти и государственном устройстве.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря роли представительных сословий произошло проведение реформ, которые позволили России укрепить свои вооруженные силы и активизировать восточную политику. Правительство выдвинуло план покорения Казани. Произошло предотвращение намечавшегося объединения ханств Поволжья под эгидой Турции и Крыма, это привело к ликвидации других государств. Башкиры объявили о своем присоединении к России. Боевые действия в начале Ливонской войны велись с большим успехом.

Из-за большого влияния представительных сословий во внутренней политике произошло множество изменений. Власть в стране стала достаточно сильна, не было необходимости в придании ей неограниченного характера. Осуществились сильнейшие преобразования,которые укрепили страну и увеличили ее авторитет.

Также в исследовании А.А. Зимина обнаружены дополнительные источники. Он считает, что в канун опричнины имело место собрание представителей сословий. По его мнению, Россия представляла собой сословную монархию, когда князь делил свою власть с удельными княжатами, церковью и боярской думой. После Земского собора 1549 г. Россия превратилась в сословную монархию. Представители сословий занимали очень активную позицию, выступали со своими суждениями по внешнеполитическому вопросу, их требования являлись социально-политическими,направленными на преобразования в стране.

В своих работах Л.В. Черепнин обобщил все данные о земских соборах, сделал уточнения в классификации. [3. С. 77]. По мнению Черепнина, земские соборы способствовали утверждению абсолютизма в России. Он указывает на постепенное привлечение посада к соборной деятельности. 1564-1565 г. – впервые были представлены посадские люди. Их роль на соборе невелика, однако она оказали влияние на ход событий.

В дальнейшем для нормального функционирования представительного органа был создан аппарат, обеспечивающий проведение выборов и сам ход соборов. По мнению П.Н. Мрочек, Земские соборы – это собрание представителей от всех классов общества и всех областей Русской земли. Само правительство во время Смуты привлекает широкие слои общества к участию в жизни страны. Без участия социальных групп не принимались никакие важные шаги (пример. Сбор пятинных денег на жалование ратным людям). Однако, постепенно падает значение представителей сословий. По мнению А.Р. Беляева, «у них уже не требуют советов, ни согласия на новые законы, а приказывают только выслушать и подписаться в слушании и ведении» [8. С. 50]. Земские соборы позволяли объединить всю систему управления и обеспечивали осуществление связи центра с регионами. После Смуты правительство использовало структуры самоуправления в своих целях, решая общегосударственные задачи. Тем самым предопределялось участие сословия посадских людей в работе государственных органов управления. Прекращение соборов связано с деятельностью патриарха Никона. Никон- сторонник четкой централизованной власти с уклоном в теократию. Собрание представителей сословий мешало Никону добиться своей цели – неограниченной власти, поэтому он выступает противником Земского собора.

Таким образом, прекращение действия Земского собора связано со многими причинами. Во-первых, укрепление царской власти. Во-вторых, развитие воеводской системы, которая поставила под контроль деятельность местного самоуправления, лишив ее самостоятельности. В –третьих, деятельность патриарха Никона. В-четвертых, отсутствие прав и узаконенной практики работы соборов.