В начальном курсе архитектурного проектирования сформирован комплекс упражнений, позволяющий развивать способности студента к объемно-пространственному мышлению. Композиция – понятие, сопровождающее весь процесс обучения и профессиональной деятельности архитектора. Понятие, существующее во всех сферах жизнедеятельности человека.
Важным свойством композиции является степень субъективности восприятия в оценке ее качеств: гармония – дисгармония, конструктивно-деконструктивно, тектонично, ново, неожиданно, трогательно, эмоционально, навязчиво, бесполезно и другие. В связи с этим мы наблюдаем полемику в оценке произведений архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Проходит определенный период времени, и новаторство завоевывает господствующие позиции. Например, «Дом без бровей» архитектор Адольф Лоос, Вена (рис. 1). Австрийское общество начала XX века не было готово к восприятию фасада без декоративных элементов, лепнины, карнизов, малой степени пластики фасада, но уже во второй половине XX века подобные архитектурные решения фасада здания стали приемлемы социумом (рис. 2).
Архитектурно-пространственная композиция должна обладать качествами гармоничной формы: целостность, выразительность, тектоничность, устойчивость, динамичность, наличие композиционного центра или системы центров. Автор для создания архитектурного объекта использует средства композиции: ритм, метр, пропорции, подобие, масштабность и эргономичность.
В начале обучения данные понятия воспринимаются и используются на интуитивно-эмоциональном уровне, в дальнейшем этот процесс становится более осознанным, переходит на логико-интеллектуальный уровень. В процессе архитектурного проектирования мы можем определить композицию динамическую и статическую, предполагая, что в первом случае ярко выражено движение, оно направлено и организовано, четко прослеживается динамика развития формы, а во втором случае движение уравновешено, сбалансировано, происходит концентрация формообразования в единый центр (рис. 3, 4).
Рис. 1. Архитектор Адольф Лоос. 1911 г. Вена. Австрия http://www.votpusk.ru/country/ dostoprim_info.asp?ID=3434
Рис. 2. Архитектор Минору Ямасаки 1977 г. Здание Rainier Tower, Сиэтл. http://www.liveinternet.ru/tags
Рис. 3. Архитектор Сантьяго Калатрава Музей Искусств г. Милуоки http://architecturalidea.com/?p=10484
Рис. 4. Архитектор Ле КорбюзьеЖилая единица г. Марсель 1952 г http://www.the-village.ru/village/city/architecture/ 166653-rayony-kvartaly-zhilye-massivy
В процессе обучения вырабатывается представление о понятиях «объект» и «пространство», их взаимосвязи. Виды пространственной композиции могут быть: открытое пространство, полуоткрытое пространство, закрытое пространство или пространственная форма.
В курсе «Архитектурное проектирование» первое задание состоит в знакомстве с несложным архитектурным объектом. Выполняются эскизные зарисовки объекта и его деталей, проводится анализ формы, пропорций и конструктивного решения, формируется историческая справка, выполняются архитектурные чертежи объекта. Второе задание состоит в проектировании сооружения по прототипу в ходе макетного композиционного моделирования. Композиционная трансформации прототипа позволяет, используя элементы и детали объекта, создать новую архитектурную форму с иным функциональным назначением. Изменяя качества композиции: динамичность-статичность и массивность-ажурность проектируется объект, отвечающий иному функциональному назначению. Ворота № 3 Исторического сквера города Екатеринбург (рис. 5) могут быть трансформированы в смотровую площадку на берегу озера Шарташ.
В процессе проектирования выполнено несколько методических упражнений: определение места проектирования объекта, формирование концепции, выполнение фор – проекта (клаузуры) (рис. 6) и поискового эскизного макета в М 1:50 – 1:100, позволяющего уточнить детали, пропорции и силуэт объемно-пространственной композиции. Отличительной особенностью работы автора над данным проектом было использование макетирования как метода архитектурного проектирования. В процессе работы были выполнены дополнительные промежуточные макеты (рис. 7, 8), позволяющие определить тектонику и конструктивное решение несущих элементов смотровой площадки, лестницы и навеса. Условно говоря, «лепить форму» в масштабе демонстрационного ахроматического макета из бумаги и картона в М 1:20 – 1:40, на подоснове 200х300 или 300х300 мм.
Рис. 5. Чертеж. Фото автора
Рис. 6. Фор-проект. Фото автора
Рис. 7. Поисковый макет. Фото автора
Рис. 8. Поисковый макет. Фото автора
Рис. 9. Демонстрационный макет. Фото автора
Рис. 10. Демонстрационный макет. Фото автора
В процессе макетного композиционного моделирования можно было уточнить и изменить направление основных композиционных осей в плане, акцентировать силуэт объекта, изменить форму основных элементов и деталей. Затем, использовать их как шаблоны для изготовления основного макета (рис. 9, 10), что позволило отработать большое количество вариантов объемно-пространственной композиции, сократить время на согласование решения отдельных частей композиции и точно прогнозировать результат проектирования.