Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PERSONAL TIME PERSPECTIVE OF THE STUDENTS: GENDER ASPECTS

Nikolaeva O.V. 1
1 I. N. Ulianov Chuvash State University
A psychological study of gender-specific features of personality time perspective in 77 undergraduate university students is done. We used a Zimbardo temporal perspective questionnaire, the scale of basic beliefs, questionnaire for temporal perspective of transcendent future. The specificity of time perspective orientations among boys and girls is revealed. Boys are more focused on future events, they are planning their business and anticipate the consequences of their actions, taking from the previous positive experience and not being fixed on the lesions. Most of the girls pay more attention to these events, at the same time live in the negative past, remembering all the failures, unmet goals, which prevents them from focusing on the future. Most of the girls have low self-esteem, as well as young men do not have a certain comprehension of events.
time perspective
students
gender aspects

Введение

В психологии категория времени приобрела свое значение с тех времен, когда начали возникать вопросы о времени жизни, временных представлениях личности, способах организации времени человеком. Время задает темп, ритм, скорость жизни, также может определять его продуктивность, продолжительность, направленность. Человек, как личность, сам организует себя во времени, планирует последовательность своих действий, выстраивая собственную временную перспективу как обобщенный образ жизни.

Временной аспект включает в себя непрерывное взаимодействие прошлого опыта, настоящих событий и будущих планов. Это взаимодействие и личностные особенности человека позволяет ему использовать прошлый опыт в осознании действительности, и выстраивать цели и планы на будущее.

В психологии существует большое количество научных работ, предметом изучения которых является временная перспектива личности. Изучением данной проблематики занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Из зарубежных авторов эту проблему затрагивали такие авторы, как К. Левин, В. Франкл, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо и другие. Среди отечественных - С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, В. П. Зинченко, Е. И. Головаха, Н. А. Кроник, А. К. Болотова, Н. Н. Толстых и другие.

Американский психолог немецкого происхождения К. Левин писал о существовании «психологического поля», которое существует в данный момент и включает в себя представление о будущем и прошлом. По его мнению, именно понятие «временной перспективы» включает в себя рассмотрение личности во временном контексте.

Изучению временной перспективы посвящено много работ американского социального психолога Ф.Зимбардо и его коллег. Ими были опубликованы «Опросник временной перспективы Зимбардо» и позднее «Опросник временной перспективы трансцендентного будущего» [3].

Из отечественных авторов на значение временного плана в строении личности указывал советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн, который отмечал, что каждый человек имеет как бы историю своего «жизненного пути». Другой советский психолог - Л.С. Выготский писал о том, что анализ действия личности и самой личности должен происходить не только в связи с прошлым, но и будущим. Также этой проблемой занималась школа К.А. Абульхановой-Славской, которая развивала концепцию личностной организации времени. В этой концепции для анализа способов организации жизни они предложили три понятия: «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива».

С другой стороны, в приложении к студенческому периоду жизни вопросы временной перспективы личности изучены недостаточно. Однако вопросы психического здоровья [10] и благополучия студентов [2] очень важны, в том числе в вопросах профилактики [1]. Они тесно связаны с факторами риска [6], стратегиями совладания личности [8] и даже суицидальным поведением [9]. Психологические характеристики здоровья могут быть очень информативны для его системной оценки [4, 5], а психологические характеристики личности помимо культуральных аспектов [7] могут иметь определенные гендерные особенности.

Таким образом, актуальность исследования проблемы особенностей временной перспективы у студентов в контексте гендерного фактора обусловлена ее недостаточной разработанностью.

Целью данного исследования было сравнение особенностей временной перспективы у студентов с учетом гендерного фактора.

Материал и методы

Исследование проводилось на базе Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, со студентами 1-2 курсов медицинского факультета. В исследовании приняли участие 77 респондентов, среди которых 53 юношей и 24 девушки.

Основными методами исследования явились: анализ научных источников по проблеме исследования, математико-статистическая обработка данных, анкетирование, тестирование, где были использованы следующие методики:

1. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо.

2. Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман, адаптация О. Кравцовой).

3. Опросник временной перспективы трансцендентного будущего.

Результаты

Методика изучения временной перспективы Ф. Зимбардо (табл. 1) показала, что у обеих групп на первом месте стоит шкала позитивного прошлого, что говорит о теплом отношении к прошлому и радостное отношение к жизни. На втором месте у юношей находится ориентация на будущее, а у девушек шкала негативного прошлого и шкала гедонистического настоящего. Из этого следует, что юноши более склонны к построению будущих планов и реализации их выполнения, тогда как девушки больше обращают внимания на негативные воспоминания из прошлого. У обеих групп выявляются низкие показатели по шкале настоящего фаталистического, что говорит об их осмысленности настоящего, они убеждены, что будущее зависит от них самих.

Таблица 1

Средние значения по шкалам методики изучения временной перспективы личности Ф.Зимбардо

Шкала

Группа

Достоверность различий

Юноши

Девушки

t

p

Негативное прошлое

3,04±1,05

3,86±0,76

-3,43

0,0001

Гедонистическое настоящее

3,64±0,77

3,84±0,71

-1,08

0,283

Будущее

4,1±0,67

3,69±0,68

2,48

0,016

Позитивное прошлое

4,42±0,49

4,22±0,73

1,42

0,161

Фаталистическое настоящее

2,41±0,82

2,8±0,68

-2,033

0,046

По шкале базовых убеждений Р. Янова-Бульмана (см. таблицу 2, рис. 1) было выявлено, что большинство респондентов (юноши - 95%, девушки – 87%) благосклонно относятся к окружающему миру, верят в доброжелательность людей. 1/3 всех испытуемых не верят в осмысленность и справедливость окружающих событий. 90% юношей убеждены относительно собственной ценности, они пытаются контролировать происходящие действия сами, девушек с высоким показателем благосклонности меньше почти на 10%.

Таблица 2

Доля опрошенных, имеющие низкие показатели по шкалам Опросника базовых убеждений Р. Янова-Бульмана (%)

Шкала

Юноши

Девушки

Благосклонность мира

3,7

8,3

Доброта людей

18,8

25

Справедливость мира

35,8

25

Контролируемость мира

5,6

16,6

Случайность

37,7

33,3

Ценность собственного Я

16,9

20,8

Степень самоконтроля

18,8

8,3

Степень удачи

26,4

25

Все эти шкалы разделяются на три общие – благосклонность, осмысленность мира, собственная ценность; если рассматривать по ним, то можно проследить некоторые различия (рис. 1).

Низкие показатели по отношение к благосклонности окружающего мира имеют в 2 раза больше девушек, чем юношей, что говорит о сомнениях этих девушек насчет доброжелательности окружающих их людей.

Обе группы имеют почти одинаковое процентное соотношение (30% и 33%) по отношению к осмысленности мира, отсюда следует, что 1/3 всех испытуемых не видят смысла в окружающем их мире, они не верят в справедливость, контролируемость и случайность происходящих ситуаций.

По шкале убежденности относительно собственной ценности низкие показатели имеют в два раза больше девушек, чем юношей, что говорит об обесценивании девушками собственного Я, их нежелание контролировать свою жизнь.

Рис. 1. Доля опрошенных, имеющих низкие показатели по общим шкалам Опросника базовых убеждений Р. Янова-Бульмана (%)

Анализ данных по опроснику временной перспективы трансцендентного будущего (рис.2) показал, что по многим вопросам у девушек баллы выше, чем у юношей.

Большинство девушек верят, что у людей есть душа и она бессмертна, а умереть может только их физическое тело и что оно только временное пристанище для их души, что говорит о вере девушек в существование жизни после смерти и переселении души из одного тела в другое.

Также девушки убеждены в том, что существуют некие законы жизни, предписанные Богом, по которым и должны жить люди, что позволяет сделать вывод о том, что большинство девушек верят в существовании вознаграждения или наказания за совершенные во время жизни действия и поступки после их смерти.

Рис. 2. Средние показатели отдельных вопросов по опроснику временной перспективы трансцендентного будущего

Также было проведено анкетирование, где главными вопросами были отношение студентов к религии, здоровью, суициду. Среди юношей оказалось 87% верующих и 13% не задумывались об этом. Все они не допускают возможность суицида. У девушек немного иные результаты: 88% верующих, 8% неверующих и 4% тех, кто не задумывался, при этом больше 20% девушек допускают возможность суицида как выхода из трудной ситуации.

Заключение.

По результатам методики изучения временной перспективы Ф.Зимбардо можно проследить некоторые различия по восприятию времени у юношей и девушек. Юноши больше направлены на будущие события, они планируют свои дела и предугадывают последствия своих действий, в то же время из прошлого они извлекают позитивный опыт и не зацикливаются на поражениях. Большинство девушек обращают свое внимание на настоящие события, но в то же время живут негативным прошлым, вспоминая все неудачи, недостигнутые цели, что мешает им сосредоточится на будущем.

Сравнивая результаты двух методик можно сказать, что большинство девушек имеют низкую самооценку. Это следует из шкалы ценность собственного я шкалы базовых убеждений Р. Янова-Бульмана. Они не желают контролировать свою жизнь и не видят смысла в их жизни. Хотя у юношей также нет определенного осмысливания окружающих событий, они полагаются на себя и думают, что сами смогут добиться всего и изменить свое окружение.

По результатам опросника временной перспективы трансцендентного будущего можно сделать следующий вывод: девушки верят в существовании душ, загробную жизнь, также для них допустимо совершение суицида во избежание трудной ситуации, когда как все юноши категорически не допускают такой возможности.