Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

IMPROVEMENT OF TRUST IN RUSSIAN-CHINESE RELATIONS IN 2011-2016

Golovchenko D.P. 1
1 Saratov State University
The development of Russian-Chinese relations is becoming more closely linked to the international situation. Against the background of a difficult political situation and the strength between Russia and West, the quality of the dialogue between Moscow and Beijing has a direct impact on the international security system. Currently, many experts tell us about unprecedented high level of trust between Russia and China. Despite the difficulties of the Russian-Chinese relations, cooperation is developing in various spheres. There are bilateral agreements, con-sultations on economic, military, social, cultural and other aspects. Meetings and talks between the representatives of the political elite are extremely important. The analysis of the events that took place in the bilateral relations in 2011-2016 allows us to conclude that the model of Russian-Chinese cooperation is quite effective and beneficial for both countries.
Russia
China
russian-chinese relations
trust

На фоне интенсивно развивающихся мировых событий последних лет отношения между Россией и Китаем приобретают большую значимость. В настоящее время качество двустороннего диалога по линии Москва-Пекин находится на беспрецедентно высоком уровне, а некоторые эксперты противопоставляют сближение двух стран западному блоку во главе с США и НАТО. Различные процессы и события, происходящие в российско-китайских отношениях, позволили достичь высокого уровня доверия в двусторонних контактах.

Цель данной работы состоит в характеристике российско-китайских отношений в период с 2011 по 2016 гг. Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:

- проанализировать российско-китайские отношения на современном этапе и выделить стадии их развития;

- охарактеризовать основные события, которые повлияли на развитие двусторонних контактов;

- рассмотреть российско-китайские отношения современного этапа с точки зрения доверия.

Перед началом непосредственного анализа современных отношений между Москвой и Пекином, условно разделим их на два этапа: 1) 2011-2013 гг. 2) 2014-2016 гг. Такое деление во многом связанно с событиями украинского кризиса, на фоне которого в России появился новый тренд под названием «поворот на Восток», а сближение двух стран приобрело новый импульс.

Период 2011-2013 гг. 

Стоит отметить, что 2011 г. был ознаменован юбилейной датой с момента подписания в 2001 г. Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который в свою очередь стал крайне важным плацдармом для дальнейшего выстраивания доверия и развития двусторонних отношений между Россией и Китаем [1]. А подписанное в 2004 г. Дополнительное соглашение о прохождении линии границы на ее восточном участке позволило урегулировать давние противоречия и открыло ряд новых возможностей для сближения двух стран.

Но возникает вопрос, какими были двусторонние связи между Москвой и Пекином в данный период? Действительно ли происходил рост доверия в российско-китайских отношениях? На данные вопросы можно ответить примерами взаимодействия в различных сферах.

Показательным моментом являются взаимопонимание и схожая внешнеполитическая линия России и Китая по острым международным вопросам. Например, обе страны занимали и занимают схожую позицию по вопросам Ливии и Сирии, доказательством чего может являться хотя бы факт голосования в Совете Безопасности ООН. Россия и Китай воздержались от голосования по вопросу создания бесполетной зоны над Ливией в 2011 г. Единая линия прослеживалась и в отношении сирийского вопроса. Россия и Китай неоднократно были единственными, кто голосовал против резолюций по Сирии, объясняя свои действия тем, что при их принятии возможен повтор ливийского сценария. Схожее видение международной ситуации обеих стран позволило налаживать сотрудничество по внешнеполитической линии и укреплять доверие в двусторонних отношениях.

Немаловажным показателем является и военное сотрудничество Москвы и Пекина, в частности, речь может пойти о совместных военных учениях в рамках «Мирных миссий», берущих свое начало еще в 2005 г. Очередная «Мирная миссия 2012» прошла в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Двусторонние антитеррористические учения Китая и России происходили в рамках «Мирной миссии 2013» на российском полигоне в Чебаркуле. В том же году прошли морские учения в рамках «Морского взаимодействия». Продолжением такого сотрудничества стало подписание в 2013 г. договора о рекордных поставках российского вооружения в Китай [3]. Таким образом, взаимодействие в военной сфере укрепляло и продолжало линию сотрудничества по международным делам, а также позволяло и дальше налаживать российско-китайский диалог «дружбы и добрососедства».

Крайне важным для двусторонних отношений являются контакты политических лидеров двух стран. Так, в 2013 г. прошла уже 18-я встреча глав правительств России и Китая, традиция которых продолжается с 1996 г. Активно развивалось взаимодействие по линии министерств иностранных дел. Крайне важным показателем является первый зарубежный визит новоизбранного председателя КНР Си Цзиньпина, первой страной пребывания которого стала Россия. Взаимодействие между Москвой и Пекином на самых высоких уровнях оказывало влияние и на общество в целом. В 2012 и 2013 гг. в России и Китае прошли перекрестные годы туризма. А 41 % россиян, отвечая на вопрос «как изменилось ваше представление о Китае за последние 10 лет?», ответили, что оно изменилось в лучшую сторону, хотя такое же количество опрошенных (41 %) заявили о том, что представление о Китае абсолютно не поменялось [5]. Таким образом, в указанный период наблюдался хоть и незначительный, но все же рост доверия на межличностном уровне, т.е. на уровне представителей политических элит России и Китая.

Самой спорной сферой взаимодействия в этот период (как и в настоящее время) являлось экономическое сотрудничество. Несомненно, это связано со значительным расхождением торгово-экономического потенциала. Однако с 2011 по 2013 гг. наблюдалась позитивная, но в то же время противоречивая тенденция развития российско-китайского взаимодействия в данной сфере. С 1 января 2011 г. был официально запущен нефтепровод «Россия-Китай», который продолжил развитие сырьевого сотрудничества. Были подписаны договоренности в нефтяном секторе. Однако происходили серьезные колебания роста товарооборота. В 2011 г. он достиг отметки порядка 79 млрд. долларов, в сравнении с 2010 г. прирост составил 42 %, в 2012 г. – 88 млрд. долларов с приростом в 11 %. А в 2013 г. прирост и вовсе составил 1,1 %, а товарооборот достиг отметки 89,2 млрд. долларов [7]. Такое торможение вызывало некоторые опасения относительно дальнейшего развития экономического сотрудничества. Но к 2014 г. вновь наблюдалась пусть и незначительная, но позитивная тенденция. Можно сказать, что, несмотря на сырьевую направленность экономического сотрудничества и ряд острых проблем в этой сфере, Россия и Китай демонстрировали стремление к углублению экономического взаимодействия.

Подводя небольшой итог первого периода, можно сказать, что тенденция укрепления российско-китайских отношений, в том числе и укрепления двустороннего доверия, действительно наблюдалась, что закрепляло уже имеющиеся двусторонние связи, наработанные за предыдущие десятилетия, и вырабатывало качественно новый плацдарм для дальнейшего сотрудничества.

Украинский кризис

Многие эксперты полагали, что события, которые развивались вокруг Украины в 2013-2014 гг., серьезно пошатнут стабильность российско-китайских отношений [9], а из-за действий России во время «Крымской весны» Китай, как западные страны, жестко раскритикует Кремль и примет серьезные меры в отношении Москвы.

Однако данные ожидания оказались лишь ожиданиями, а Пекин занял выверенную позицию нейтралитета, которая фактически означает одобрение российских действий. Большую роль в этом играет осознание китайцами геостратегической и геополитической важности как Украины, так и Крыма для России. Еще одним фактом солидарности Пекина с Москвой вновь явилось голосование в Совете Безопасности ООН по вопросам создания военного трибунала по сбитому Боингу-777. Сомневаясь в беспристрастности расследования, Россия наложила вето на данное решение, а Китай не стал действовать в русле западных стран и воздержался от голосования, в очередной раз продемонстрировав гибкость своей внешней политики.

Более того, именно на фоне украинских событий в Российской Федерации стала активно продвигаться идея «поворота на Восток», при этом под данной формулировкой подразумевался главным образом, конечно же, Китай.

Таким образом, украинский кризис не только не ухудшил отношения Москвы и Пекина, а наоборот, придал определенный импульс их развитию и в значительной степени укрепил существовавшее до него доверие.

Период 2014-2016 гг.

Еще до присоединения Крыма стало очевидно, что отношения Москвы и стран Запада погружаются в непростой турбулентный период. Доказательством данного факта явилось игнорирование или бойкотирование западными лидерами Олимпийских игр в Сочи, проходивших в феврале 2014 г. Однако для российско-китайских отношений показательным является то, что председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в церемонии открытия и тем самым дал понять, что в отношениях Москвы и Пекина всё остается неизменным. А уже в 2015 г. на праздновании 70-летия победы в ВОВ в Москве наблюдалась аналогичная сочинской картина: в отличие от Си Цзиньпина лидеры западных стран вновь не приехали на данное мероприятие. Более того, по Красной площади наравне с российскими промаршировали и китайские вооруженные силы. А в сентябре 2015 г. Владимир Путин совершил ответный визит в Пекин по случаю парада Победы. И стоит сказать, что российские военные также приняли в нем участие. С одной стороны, можно сказать, что совместные встречи и визиты на различные официальные мероприятия являются незначительными элементами. Однако на фоне конфронтации России и Запада это продемонстрировало стремление к дальнейшему развитию российско-китайских отношений и позволило укрепить доверие на высшем уровне.

Весомую роль в выстраивании отношений между Россией и Китаем в данный период сыграло экономическое сотрудничество. Однако здесь вновь затрагивается главным образом сырьевой сектор. Речь идет о подписании соглашения между Газпромом и CNPC о поставках 38 млрд. кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. Сумма контракта составила 400 млрд. долларов. Стоит отметить, что данное соглашение было заключено во время майского визита В.В. Путина в Пекин в 2014 г., т.е. вновь во время, в том числе, личных контактов на высшем уровне. Неоднозначной остается ситуация с товарооборотом между Россией и Китаем. Так, несмотря на спад в 2013 г., к 2014 г. прирост составил 6,8 %, а товарооборот достиг 95 млрд. долларов. Была даже выдвинута идея увеличения данной цифры до 100 млрд. в 2015 г. Однако ожидания не оправдались, а товарооборот в 2015 г. уменьшился на 28,6 % и составил 68 млрд. долларов. Специалисты по-разному объясняют такое положение дел, однако слабые торгово-экономические связи двух крупных соседей вызывают ряд опасений, особенно на фоне ухудшения внутриэкономической ситуации в России.

Другим серьезным вызовом для стабильности двусторонних отношений с точки зрения экономики могло стать пересечение российского проекта ЕАЭС и китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), однако консультации по данному вопросу и включение некоторых российских регионов в китайский проект позволили избежать на данном этапе серьезных угроз национальным интересам обеих держав. В частности, в результате визита Си Цзиньпина в мае 2015 г. в Москву было подписано Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП [4]. А некоторые эксперты видят хорошие перспективы для кооперации трех проектов – ШОС, ЕАЭС и ЭПШП, что позволит и дальше укреплять российско-китайские отношения [2].

Таким образом, несмотря на ряд проблем, экономическая составляющая в текущий период играет важную роль в выстраивании российско-китайского диалога. Но негативным моментом для двусторонних отношений является то, что с 2014 г. и по настоящее время самым ярким событием, произошедшим в данной сфере, остается контракт Газпрома и CNPC, что является крайне незначительным для двух крупных соседей.

Как и в период 2011-2013 гг. продолжается военное сотрудничество. В рамках ШОС прошли учения «Мирная миссия 2014», в мае 2015 г. состоялись совместные российско-китайские учение в рамках «Морского взаимодействия».

С точки зрения военного компонента в период с 2014 г. по настоящее время также важны события, разворачивающиеся вокруг Сирии и борьбы с ДАИШ/ИГИЛ. Стоит сказать, что и по данным вопросам в российско-китайских отношениях наблюдается схожесть позиций. Китай одобрительно отнесся к присутствию ВКС России на территории САР. Китайские СМИ – ИА «Синьхуа», газета «Жэньминь жибао» и др. – не раз публиковали материалы в поддержку действий Москвы. Так, в октябре 2015 г. «Синьхуа» писало о том, что присутствие в Сирии российских войск увеличивает шансы на политическое урегулирование конфликта. Стоит сказать, что еще до начала операции российских ВКС, как и в период с 2011 по 2013 гг., Москва и Пекин придерживались единой линии в отношении сирийского вопроса и действовали единым фронтом всё в том же Совете Безопасности ООН. Например, в 2014 г. Россия и Китай проголосовали против резолюции, которая предусматривала передачу в Международный уголовный суд документов о возможных военных преступлениях в Сирии.

Можно сказать, что сотрудничество Москвы и Пекина в военной сфере продолжает развиваться. Это является крайне важным для выстраивания доверия в двусторонних отношениях в целом. Необходимо принимать во внимание и тот факт, что российская и китайская армии являются второй и третьей соответственно армиями мира по своей мощи, согласно рейтингу GFP [8]. И это не может не влиять на безопасность, как двусторонних отношений, так и на международную обстановку.

Проблемы в российско-китайских отношениях

Несмотря на успехи сотрудничества в различных сферах, нельзя забывать и о проблемных точках взаимодействия России и Китая.

Несомненно, что, скорее всего, главной проблемой для современных российско-китайских отношений является экономическое неравенство двух стран. Так, например, по результатам 2015 г. ВВП Китая приблизительно в 10 раз превзошел ВВП России. Острым вопросом остается уровень товарооборота двух стран. По данному показателю Россия находится лишь на 16-й позиции, т.е. для Китая она является далеко не самым главным торговым партнером. А российская доля в суммарных китайских инвестициях является крайне низкой.

Несмотря на урегулирование вопросов, связанных с границами, такая разница экономического потенциала вызывает ряд опасений, особенно со стороны России. В первую очередь это связанно с низким показателем интенсивности развития российского Дальнего Востока, а из-за сложной экономической ситуации решение данной проблемы может замедлиться. Острым вопросом является значительная разница в численности населения, проживающего по обе стороны границы. И данный показатель с большим перевесом играет в пользу Китая. Также в начале апреля 2016 г. было заявлено о возможности переноса части китайских предприятий на эти территории, что вызвала неоднозначную реакцию в российских экспертных кругах.

Тем не менее, посредством двусторонних консультаций проблемы обсуждаются. А член Госсовета КНР Дай Бинго объясняет китайскую активность на Дальнем Востоке тем, что РФ и КНР – соседи, и по мере укрепления двусторонних отношений углубляется и сотрудничество двух стран. А что касается жителей России, то данные соцопроса 2014 г. показывали, что на вопрос, «кем сегодня Китай является для России?», 85 % россиян ответили, что это дружественное государство-союзник, экономический и политический партнер [6].

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что в настоящее время отношения России и Китая находятся на беспрецедентно высоком уровне. Сближение двух стран, начавшееся еще в конце 1980-х гг., продолжилось и в период последних лет. Несмотря на ряд, прежде всего экономических, проблем, российско-китайское сотрудничество развивается во многих межгосударственных сферах. Параллельно с этим укреплялось и доверие между ними, которое не только не ослабло на фоне острейших международных проблем, но и наоборот усилилось. Немаловажным является российско-китайское взаимодействие в рамках международных объединений, в том числе ШОС и БРИКС. И стоит сказать, что демонстрируемая Москвой и Пекином модель сотрудничества могла бы подойти многим государствам, т.к. именно при таких тесных связях государства смогут своевременно и эффективно отвечать на глобальные вызовы и угрозы.