Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

--- 1
1 ---

На уроке учащиеся получают возможность в разных формах развивать свою речь в процессе: 1) ответа у доски (устного ответа, в ходе комментирования решения задачи); 2) дополнения и ответов с места; 3) анализа ответов товарищей; 4) эвристической беседы при изложении нового материала; 5) закрепления изученного материала. Среди всего перечисленного больше всего времени учащиеся занимаются решением задач. Поэтому эту деятельность наиболее эффективно можно использовать для развития математической речи учащихся. С другой стороны, решение задач требует не только чисто математических навыков, но и определенной языковой культуры [2].

Решение задачи начинается с чтения условия, что опирается на умения: выделять в тексте условие (данные величины) и основной вопрос (неизвестные); выделять в тексте отдельные ключевые слова и понимать ситуацию в целом; анализировать наименования указанных в условии величин; отделять существенное от несущественного; разбивать текст на логически законченные части, чтобы переводить их на язык математики. Поиск решения задачи и дальнейшее осуществление найденного плана решения так же требует владения устной и письменной математической речью. Приведем примеры заданий для учащихся, направленные на развитие математической речи. Задание. Найдите ошибку в рассуждении, объясните причину и приведите правильное решение. «Ученик при решении задачи рассуждал так: Задача: У Андрюши 123 почтовые марки, а у Алеши в 3 раза меньше. На сколько марок у Андрюши больше, чем у Алеши? Решение: 1) 123 – 3 = 120 (марок у Алеши); 2) 123 – 120 = 3 (марки). Ответ: у Андрюши на три марки больше, чем у Алеши».