Анализ аварийности автомобильной техники (АТ) силовых структур показывает, что значительная их доля совершается во время движения в колонне (транспортном потоке). В настоящее время существует множество конструктивных решений, направленных на предотвращение столкновений автомобилей, следующих друг за другом, основанных на распознавании скоростей их движения, скорости сближения, величины безопасного расстояния и автоматизации регулирования этих параметров [1, 2].
В связи с этим необходима разработка и адаптация для АТ радиолокационных систем предотвращения столкновений транспортных средств в колонне, действия которых основаны не только на предупреждении водителя о предшествующем столкновении, но и автоматизированном воздействии на механизмы управления автомобиля.
Разработанная система содержит генератор непрерывных колебаний, модулятор, усилители мощности, сумматор, циркулятор, антенну, смеситель, преобразователь частоты, детектор, регистратор дальности, два регистратора скорости, фильтр доплеровских частот, вычислитель расстояния по дальности, путевой скорости и скорости сближения, исполнительные схемы, схему управления положением антенны, датчик угла поворота рулевого колеса [3].
Алгоритм функционирования разработанной системы предотвращения столкновений автомобилей (СПСA) представлен на рисунке.
Согласно этому алгоритму входной информацией для вычислительного блока является сигнал локаторного датчика, содержащий информацию о действительной дистанции Sд до лидирующего автомобиля или препятствия относительной скорости Vотн между автомобилями. Также, поступает информация собственной скорости V2. При этом все вычисления производятся с учетом заданного коэффициента сцепления φх.
Алгоритм функционирования СПСА
На основании полученной информации рассчитываются величины безопасной дистанции Sбв для водителя и Sба для автоматики, необходимой интенсивности торможения J2н, максимально возможного замедления J2max по условию сцепления колеса с дорогой с учетом коэффициента φх. Командой для функционирования блока служит сигнал, отраженный от потенциального препятствия движению, а также наличие относительной скорости сближения Vотн > 0 с препятствием. Во всех остальных случаях СПСА не вмешивается в управление скоростным режимом движения. Система также отключается при остановке автоматически управляемого автомобиля V2 = 0.
При достижении Sба < Sд < Sбв водитель извещается звуковым и световым сигналом о нарушении дистанции безопасности Sбв и при его вмешательстве в процесс управления автоматизированный привод СПСА отключается. Если же до момента времени, когда действительная дистанция Sд достигает величины безопасной дистанции Sбв, водитель не предпринял никаких действий для снижения скорости, то автоматическая система формирует команду для отработки исполнительными механизмами замедления J2н, рассчитываемого в бортовом компьютере. При этом способ торможения выбирается селектором команд исходя из величины J2н и тормозной эффективности управляемого автомобиля. А непосредственное воздействие на выбранный исполнительный механизм осуществляется путем подачи командных сигналов на управляющие электромагнитные клапаны.
Следует отметить, что автоматическое торможение начинается только при наличии стробирующего сигнала, формируемого блоком защиты от ложных срабатываний. В случае, когда только торможением избежать столкновения не удается (то есть J2н > J2max), водителю подается сигнал, обязывающий его принять другие меры для предотвращения аварии, при применении которых система отключается. В отсутствии реакции водителя СПС, поддерживая максимально возможное замедление в данных условиях, останавливает транспортное средство.