Прудовая аквакультура традиционно является ведущей отраслью отечественного рыбоводства, интенсивно развивающейся с 30-х годов прошлого столетия. В настоящее время насчитывается более 500 предприятий, занимающихся прудовым рыбоводством, которые расположены на территории России весьма неравномерно. Основное производство находится в Южном, Центральном и Приволжском федеральных округах, где выращивается более 75 % прудовой рыбы, производимой в России. В последние десять лет прудовое рыбоводство ведется на экстенсивной и полуинтенсивной основе. Рыбопродуктивность прудов существенно различается по отдельным рыбоводным хозяйствам, в среднем по России она составила около 900 кг/га [1].
В России все большую массовую долю в общем объеме вылова начинает занимать прудовая рыба, основными представителями является: карп, толстолобик, белый амур, а так же карась, судак, щука, сом и др.[1, 2, 4]. За 5 лет рост составил 4,5 раза с 18 до 93 тыс. т. Это быстрый растущий сектор рыбоводства в России. Перспективы развития прудового выращивания рыб огромны, так как анализ показывает, что в настоящее время имеющиеся прудовые площади в стране используются только на 30-40 % [4].
Центральный Федеральный Округ (ЦФО), являясь наиболее населенным, располагает наименьшим рыбохозяйственным фондом озер и водохранилищ, в связи с чем приоритетными направлениями развития аквакультуры являются прудовое рыбоводство и индустриальная аквакультура с использованием подогретых вод энергетических объектов. Высокая стоимость земли, воды и значительный спрос на высокоценные рыбные продукты позволяет прогнозировать выращивание деликатесных видов и пород рыб в индустриальных установках с замкнутым циклом водообеспечения. Продолжится интенсивное развитие в округе рекреационного рыбоводства, что потребует установления долгосрочных производственных связей с рыбоводными хозяйствами южных регионов России [3].
К сожалению, анализ производственной деятельности рыбохозяйственных предприятий и организаций за последние годы показывает, что даже при некоторых признаках стабилизации производства отрасль остаётся в затяжном кризисе. Рынок рыбных товаров России формировался стихийно, без научно обоснованной стратегии и при отсутствии механизма рыночных отношений, достаточно адаптированного к новым условиям. Всё это негативно сказалось на товаропроизводителях и большинстве потребителей, особенно населения. В итоге среднедушевое потребление рыбных товаров сократилось до 10 кг – в двое ниже, чем было в 1990 году [4].
Оздоровление российского рынка рыбных товаров напрямую зависит от стабилизации социально-экономических условий в России, роста промышленного производства во всех отраслях и повышения реальных доходов и жизненного уровня населения. Спрос на рыбные товары на отечественном рынке определялся в последние годы такими факторами, как общее состояние экономики страны (уровень инфляции, спад производства, безработица и т.п.); состояние сельского хозяйства и отраслей пищевого комплекса промышленности; экспорт и импорт продовольствия; организация сбыта, включая вопросы рекламы; тарифы на доставку рыбной продукции; конкурентоспособность рыбных товаров с заменяющими их продуктами питания; объёмы, ассортимент и качество вырабатываемой рыбной продукции.
Перспектива связана с полным и эффективным использованием всего перечня ресурсов при промышленной переработке объектов аквакультуры, включая коллагенсодержащие, которые перспективны для получения полифункциональнвых коллагеновых субстанций. Их аминокислотный состав, гидрофильные и сорбционные свойства позволяют развивать наукоемкие технологии по производству эмульгированных, желейных продуктов, косметических средств.