Эксплуатация аэропортов гражданской авиации связана с различными неблагоприятными факторами, воздействующими на окружающую среду. Одним из факторов такого воздействия является загрязнение почвы и водоемов сточными водами аэродромов. В осенне-зимний период поверхностные стоки аэропортов содержат противообледенительные жидкости (ПОЖ), использующиеся для обработки воздушных судов, в состав которых входит этиленгликоль. Эколого-экономические риски оцениваются как математическое ожидание ущерба, нанесенного окружающей среде загрязнителями, содержащимися в сточных водах с территории аэропорта. В данной работе рассматриваются и сравниваются существующая система очистки и наличие специализированной площадки для сбора и последующей регенерации ПОЖ (см. таблицу). При определении рисков общий срок эксплуатации без критических отказов принимается для очистных сооружений – 20 лет, для площадок сбора и регенерации 15 лет.
Результаты оценки экологических рисков использования разных технологий очистки поверхностного стока, тыс.руб.
Наименование показателей |
Вариант очистки стока |
||
1 |
2 |
3 |
|
Вред, наносимый почвам |
12304,48 |
- |
- |
Вред, наносимый водным объектам |
134978,88 |
28825,43 |
19220,68 |
Затраты на строительство, реконструкцию очистных сооружений / Строительство площадки и установки по регенерации |
- |
68530 |
12000 |
Эксплуатационные затраты |
2055,9 |
600 |
|
Суммарные затраты |
152283,36 |
99411,33 |
31820,68 |
Эколого-экономические риски |
152283,36 |
4970,57 |
2121,38 |
1) Сброс поверхностных сточных вод без очистки; 2) Применение типовых очистных сооружений физико-химической очистки; 3) Применение площадки для сбора ПОЖ и установки регенерации |
Из приведенных в таблице данных следует, что при использовании технологии специализированного сбора, очистки и регенерации содержащих гликоли стоков вред может быть снижен в 2,3 раза, по сравнению с существующей системой очистки.