Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

Galyshev A.B. 1 --- 1
1 ---

Развитие велосипедного движения в крупных городах является одним из решений серьезных проблем, связанных с ростом и неконтролируемым использованием автомобильного парка. По сравнению с автомобилем велосипед имеет ряд преимуществ [1]:

- в некоторых случаях является самым быстрым средством передвижения в городе;

- требует гораздо меньше места для стоянки, чем автомобиль;

- требует гораздо меньших первоначальных и эксплуатационных затрат, чем автомобиль;

- не производит вредных выбросов и не создает шума, то есть экологически безопасен в эксплуатации;

- поездки на нем улучшают физическую форму и способствуют укреплению здоровья.

Оценка положительного воздействия, оказываемого велотранспортной сетью крупного города на окружающую среду, проводится по специальной методике. Основным показателем здесь является критерий экологической эффективности Рэф:

tbez1.wmf, (1)

где α1, α2, …, αn – коэффициенты значимости i-го показателя снижения воздействия на окружающую среду, достигаемого за счет развития велосипедного движения; S1, …, Sn – значение степени соответствия отдельных показателей природоохранным требованиям, балл.

В качестве основных показателей эффективности рассматриваются:

- потеря времени на перемещение для разных типов транспортных средств (S1, ч/км);

- снижение выбросов загрязняющих веществ автотранспортом (S2, т/год);

- снижение потребления топлива автотранспортом (S3, т/год);

- снижение акустической нагрузки автотранспортных средств на окружающую среду (S4, дБА);

- улучшение здоровья населения (S5, чел./год).

При этом оценка потерь времени на перемещение проводится для отдельных веломаршрутов по методике [2]. А общая величина показателя S1 выводится путем определения средней величины экономии времени велосипедистами по сравнению с пользователями каждого конкретного вида транспорта на данных маршрутах. Что же касается прочих показателей эффективности, то их итоговая величина оценивается для велотранспортной сети в целом при помощи специальных программных комплексов COPERT 4 (показатели S2 и S3) [3] и «HEAT» (показатель S5) [4]. Величина показателя S4, а также коэффициентов αi оценивается экспертным путем, исходя из условий поставленной задачи.

Данная методика была использована в рамках ряда научных исследований, связанных с оценкой эффективности планируемых велотранспортных сетей городов Москвы, Казани и Калининграда. Расчеты показали, что значение критерия эффективности Рэф для упомянутых городов составило, соответственно, 1,026, 1,049 и 1,054. То есть во всех случаях соблюдено условие Рэф > 1, а значит, все предлагаемые велосети являются эффективными. Кроме того, расчеты ясно показывают, что величина критерия Рэф растет с уменьшением размеров рассматриваемого города. Данная зависимость говорит о том, что развивать велосипедное движение в малых и средних городах проще, чем в больших, а эффект, получаемый за счет эксплуатации велотранспорта, в малых городах проявляется быстрее.