Для освоения природных ресурсов человеку приходится активно контактировать с окружающей средой. В связи с огромным использованием продуктов нефтегазодобывающей промышленности человеку часто приходится сталкиваться и находиться в неблагоприятных условиях окружающей среды. Для уменьшения аварийных ситуаций на промышленных предприятиях внедряются сложные энерго- и наукоемкие технологии. Однако масштабы и последствия техногенных чрезвычайных ситуаций всегда непредсказуемы.
Присутствие человека на плавучих транспортных средствах обусловлено государственными интересами и масштабностью расширения зон освоения. Для этих целей были запущены государственные программы: «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 – 2030 годы», «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», «Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года», развития водного туризма регионов [1], «Стратегия развития арктической зоны российской федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [2].
Анализ представленных данных о состоянии и перспективах развития программ освоения водных акваторий в целях добычи полезных ископаемых, расширения транспортных морских путей, перехода на новый уровень концепций водного туризма, а также для расширения присутствия России в научно-исследовательских программах освоения Арктики, шельфовых территорий показал, что значительные приоритеты технологического развития нашей страны сосредоточены на создании и внедрении новейших разработок средств жизнеобеспечения людей в суровых условиях климата в сочетании с рисками аварийных ситуаций, когда человек может оказаться на воде.
Мониторинг и анализ аварийных ситуаций [3] (рис. 1) показал, что в Российской Федерации наибольшее количество (27 %) аварийных ситуаций зарегистрировано за объектами подъемных сооружений, второе место занимают объекты газораспределения и потребления – 15 %, а третье и четвертое места, соответственно, занимают объекты нефтехимической, нефтеперебатывающей промышленности и объекты нефтегазодобычи (14 % и 13 %). При этом наибольшее количество травмированных смертельно человек зафиксировано на объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (59 чел.) и объектах нефтегазодобычи (18 чел.).
Работа в данных отраслях промышленности сопряжена с прямым взаимодействием окружающей среды и человека. Уровень сложности производственной среды обуславливает как требования к подготовке человека для выполнения данных видов работ, так и требования к уровню оснащенности и безопасности нахождения на данных объектах. Большое внимание уделяется плавучему техническому средству, на котором находится человек. Плавсредство, в зависимости от своего назначения, должно быть оснащено соответственно своему техническому классу.
К плавучим техническим средствам, на которых предусматривается пребывание и работа человека, относятся средства, представленные на рис. 2.
i
Рис. 1. Данные аварийности по видам деятельности
Рис. 2. Плавучие технические средства
При возникновении аварийных ситуаций на плавучих технических средствах, на морских и рыболовных судах гражданского или промыслового назначения гибель и травматизм людей происходит от взрывов и пожаров, а также от попадания людей в воду, что также может происходить как по причине погодных условий, серьезной качки плавучего средства на воде или в результате непосредственной аварийной ситуации, а также в результате несоблюдения техники безопасности.
Помимо плавучих технических средств специального назначения водная среда представляет собой опасность также и для маломерных судов. Ухудшение погодных условий может привести к попаданию человека в воду – смывание волнами, переворачивание судна, падение за борт. Распределение происшествий с маломерными судами по региональным центрам МЧС России отображено в таблице [4].
Распределение происшествий с маломерными судами [4]
Региональные центры |
Количество происшествий с маломерными судами |
Число погибших при происшествиях с маломерными судами |
ДРВЦ |
2 |
0 |
СРЦ |
0 |
0 |
УРЦ |
0 |
0 |
ПРЦ |
7 |
5 |
СКРЦ |
0 |
0 |
ЮРЦ |
7 |
3 |
СЗРЦ |
4 |
5 |
ЦРЦ |
8 |
4 |
Республика Крым |
1 |
0 |
Всего по России |
29 |
17 |
Из общего количества судов, с которыми произошли происшествия, 8 судов затонуло, 14 – получили повреждения, на 6 судах отсутствовали спасательные средства, 6 происшествий совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, у 13 граждан, совершивших происшествия с маломерными судами, отсутствовало необходимое удостоверение.
По категории водоема происшествия происходили: во внутренних водах Российской Федерации – 7 происшествий (24,1 %); на внутренних водных путях: на судовом ходу – 7 происшествий (24.1 %); за пределами судового хода – 9 происшествий (31,1 %); во внутренних морских водах и в территориальном море – 0 происшествий (0 %); в морских прибрежных водах до 20 морских миль – 6 происшествий (20,7 %) [4].
Для снижения количества травм и смертельных случаев на воде ведется активная работа спасателей – увеличивается количество спасательных постов, спасательное оснащение, подготовка нового персонала. Для спасения людей, терпящих бедствие в водах северных морей и океанов, спасателям приходится прибегать к различным методам: высаживаться и передвигаться по ограниченному пространству судна, суши или льда, осуществлять спасательные операции на воде и пр.
Важную роль в спасении людей, попавших в воду, является их экипировка. Минимальным средством спасения является – спасательный жилет или спасательный круг, который поможет человеку сохранить на воде равновесие. При этом при попадании человека в воду меняется полностью вся система его жизнедеятельности, которая была предусмотрена на воздухе (рис. 3, 4)
Рис. 3. Система взаимосвязи факторов охлаждающей воздушной среды и одежды с человеком
Рис. 4. Система взаимосвязи факторов водной среды и одежды с человеком
При температуре воды от 2 до 20 °С время пребывания человека в воде повышается в 7 раз (20 мин и 2,5 ч соответственно) [6], при этом изменениям подвергается все системы: средневзвешенная температура тела, средняя температура тела, работа сердца становится неритмичной. В связи с чем, возникает необходимость в проработанной системе защиты человека, находящегося на плавсредстве.
При этом, согласно рис. 3, 4, спецодежда, которая проектируется изначально для эксплуатации в системе факторов охлаждающей воздушной среды, должна подразумевать функции трансформации как конструкции, так и самих свойств материалов, в результате чего такая одежда становится многофункциональной, в том числе в роли спасательного снаряжения на воде.